Дочитав «Долгий Хэллоуин», я думал было садиться за описание своих ощущений, но чувствовал подвох. Казалось, что в цепочке историй между «Годом первым» и «ДХ» чего-то не хватает. Да и странное вышло продолжение при условии, что первый год закончился упоминанием Джокера. То есть Гордон, Дент и Бэтс такие: «Хм, в Готэме орудует маньяк-садист с желанием убить вообще всех? Что ж, лучше мы займемся обычной мафией на целый год. Всё по списку. Всё по порядку!»
То же самое ощутил не только я. Видимо, эта логическая пропасть между двумя историями заставляла зудеть лобную долю у многих фанатов Бэтса, потому в 2005 году свет увидела история «Человек, который смеётся».
Ближе к делу.
В кресле сценариста с криками «Орёёёёёл!» кружится Эд Брубейкер. Ну просто я именно так представляю реакцию человека на то, что он стал сценаристом комикса. В нелегком деле связывания в единую цепочку двух монолитов бэт-эпопеи Эду помогает художник – Даг Манки. Команда готова. Цель поставлена. Справились ли они?
Думаю да. Но исключительно технически.
История действительно логически продолжает концовку «Года первого». Гордону и Бэтмену предстоит встреча с самым хитроумным и хаотичным из всех преступников Готэма – Джокером.
История начинается многообещающе – склад с десятком трупов, изуродованных странным способом. Таинственные убийства. Никаких следов. И ожидаешь неминуемого расследования, но уже на следующей странице убийца объявляет о себе в прямом эфире. И это рушит всю атмосферу. Джокер тут вообще склонен появляться на публике как можно чаще. Бэтс же тоже делу не помогает, забыв ровно на 64 страницы, что он самый гениальный детектив в мире. Всё настолько плохо, что он не может разгадать без допинга банальную загадку, зашифрованную в стихотворении. Кроме пары переодеваний, Бэтмен никого не выслеживает, не может найти никаких следов; и всё это понятно, если принять идею о том, что это всё тот же неопытный Брюс из«Года первого». Пусть так, но почему же тогда в самой середине он уже с навыками фармацевта высокого уровня клепает противоядие? Когда он умудрился получить степень в химии, если он на овладение боевыми навыками потратил 13 лет?
И дело тут не в том, что я не способен принимать логику супергероики. Я уже научился. Мне не по душе, когда вот так лажают с деталями, объявив, что пишут продолжение.
Да, образ Бэтмена к 2005 году достиг уже своего поднебесного статуса. Он был неуязвим, пальцем мог разнести стену и при этом отлично разбирался в физике, химии, фармацевтике, инженерии, психологи и… о боже, остановите меня, иначе список не кончится. Но, Эд, ты взялся писать о втором годе Бэтса. Может стоило постараться?
А твой Джокер? Некоторые критики заявили, что он даже аутентичен. Может проблема во мне, но я увидел довольного типичного Джокера, полного клише, давно за ним закрепившихся. И нового взгляда на его появление ты не сочинил – просто пересказал историю из сороковых.
И, Эд, куда ты дел Дента? То есть, когда город разрывает паника и ужас, старина Дент тихонько сидит в своем кабинете?
«Жёлтый, так почему ты говоришь, что Эд справился?» – спросит внимательный читатель. Я считаю, что при всех этих недостатках, комикс все-таки связывает две части. Но на фоне двух таких обелисков, он теряется. Хотя без связующей истории всё равно никак нельзя. И может, не заяви Эд, что это именно связующее звено, претензий было бы меньше. А при таком условии, ну не вписывается он в этот ряд.
Получив такого персонажа как Джокер, можно сотворить чудеса. Можно создать глубочайшую интригу и напряжение. Можно сочинить такую многоходовочку против ушастика, что Бэтси просто забьется в угол, рыдая от бессилия понять, что вообще вокруг происходит. Можно дать новый взгляд на мир, так, что читатель невольно задумается, а кто же псих – Джокер или сам читатель. Но ты, Эд, решил сделать нечто проходное. Да, оно работает, но я в нем ни капельки души не почувствовал. Хвалю только за сцену безумия Брюса – неплохая попытка залезть в голову Джокера. Тебя обставил в моем рейтинге только мультсериал 2004 года.
А вот к тебе, старина Даг, вопросов вообще нет. Рисунок отлично продолжает стиль Мацукелли, но при этом не дает ощущения пародии. Ты умничка!
Что же, подведем итоги. Комикс слишком быстрый: не успеваешь распробовать образы. Это еще одна причина, по которой он не вписывается в трио: в «Годе первом» и «Долгом Хэллоуине» действие длится по году. Сама история вроде и подходящая, но какая-то пустая. Нет в ней огонька. Похоже на работу, которую делают впопыхах, чтобы как-то залатать сюжетные дыры.
Вердикт: читать только в ознакомительных целях. Благо 64 страницы – это немного.