Сегодня мы с вами прогуляемся. Зашнуровывайте походные ботинки и собирайте провизию — мы отправляемся за грань реальности, в дебри фантазии канадца Джесси Джейкобса, который при помощи десятка оттенков зеленого и белого цвета создал джунгли и населил их фантастическими зверями. Компанию нам составят молодожены и их гид, который отлично стреляет, прекрасно готовит, а еще досконально изучил особенности местной флоры и фауны. И поверьте мне, без этих знаний во вселенной «Safari Honeymoon» не обойтись. Ведь ни пятерка по биологии в аттестате, ни подписка на все каналы о дикой природе не подготовят вас к встрече с обитателями этих джунглей. Листая комикс, вникая в описания существ, невольно радуешься, что эта вселенная выдумана.
Трудно сказать, где именно раскинулись эти жуткие леса. Если верить первым страницам, то лагерь молодой пары расположен в густых зарослях на носу огромного зеленого великана. Причем в этих дебрях имеются дорожки и площадки, будто оставшиеся от погибшей некогда цивилизации. Хотя, если посмотреть на гигантских существ, которые выглядят как согнутый под разными углами брусок, начинаешь думать, что все эти геометрически правильные формы создала природа, а не человек.
Любоваться в этих местах можно не только пейзажами. Среди странных ядовитых растений бродят такие же ядовитые и несуразные насекомые и звери. Это опасный мир, населенный множеством паразитов. Одни могут за секунду забраться вам в рот, съесть язык, занять его место и начать выполнять все его функции. Другие дождутся, пока вы уснете, заберутся в ухо и подчинят своей воле, превратив ваше тело через пару недель в кучу плоти, из которой родится следующее поколение паразитов. Если вам мало этого, то в иных местах можно наткнуться на временные аномалии, где встречаются прошлое и будущее.
Я рассказываю о джунглях больше, чем о сюжете, потому что «Сафари» — один из тех комиксов, где персонажи и события необходимы только для того, чтобы существовал мир, о котором рассказывает автор. Этот уголок родился из вороха зарисовок Джейкобса, что отразилось на форме многих существ. Представьте, что по неведомой воле древних богов хаоса начали оживать каракули, которые вы выводили, пока болтали по телефону или скучали на лекции. Одни стали мелкими букашками, другие же превратились в геометрические конструкции циклопических размеров.
На фоне пышного разнообразия зеленой флоры и фауны сюжет выглядит незамысловатым. Молодая пара проводит свой медовый месяц на сафари под присмотром высококвалифицированного гида, который в любой момент готов уничтожить всякую хищную тварь, приблизившуюся к его клиентам. До самого финала персонажи наслаждаются видами, охотятся, медитируют и кормят необычных существ. Лишь в конце окружающий мир заставляет героев принимать решения и действовать. Джесси сделал несколько попыток раскрыть взаимоотношения персонажей, их характеры и даже наметил любовный треугольник, однако многие задумки так и остались нереализованными. В итоге герои нужны лишь для того, чтобы природе было с кем контактировать. Так что Джейкобс не рассказывает историю, а показывает созданный им мир.
Наблюдая этот подход демиурга, мне невольно вспомнились сразу два автора — Джим Вудринг и Майкл Дефордж. И Джим, и Майкл создают собственные вселенные, которые отдаленно напоминают нашу реальность, но существуют по своим законам, населены необыкновенными существами, для которых авторы продумывают даже особенности анатомии. Они творят свои собственные реальности, а читателю остается лишь наблюдать за тем, что получилось, и пытаться понять, что здесь к чему.
Благо Джесси добр к читателю — подарил ему гида, который время от времени рассказывает что-то о джунглях и их обитателях. Потому созданный автором мир вполне возможно понять, ведь у выдуманных Джейкобсом существ есть аналоги и в нашей реальности. Например, мокрица, пожирающая язык пятнистого розового луциана и заменяющая его собственным телом, или же сколопендры, забирающиеся в уши спящих людей. Ужасы, выдуманные автором, не так уж далеки от действительности. Если в случае «Фрэнка как он есть» Д. Вудринга суть и назначение многих элементов вселенной могут лишь интуитивно угадываться читателями, то в джунглях Джейкобса сориентироваться можно.
Как я уже отметил, палитра комикса ограничивается белым и несколькими оттенками зеленого цветов. Причем выбор оттенка может быть инструментом повествования: например, персонажи изображены с помощью линий разных цветов, чтобы было проще отличить их друг от друга. Если говорить об обитателях джунглей, то в них уживаются самые разнообразные существа: от состоящих из параллельных линий и нарисованных будто в тетради в клетку до шарообразных и имеющих множество щупалец. Ощущается влияние мультфильма «Время приключений», над которым Джесси работал довольно долгое время.
В своих рисунках Джейкобс часто создает сложные геометрические структуры. Ему нравятся углы, спирали и параллельные линии. В комиксе есть несколько интересных визуальных решений. Например, Джесси может использовать вместо панели одеяло, раскинутое на траве для пикника, при этом растительность становится рамкой для подобных необычных кадров; или, например, может создать ощущение слияния с миром, окрашивая все вокруг в зеленый, что лично мне напомнило восприятие реальности Нео в конце «Матрицы».
Помимо панелей, отражающих основные события, в комиксе имеются страницы-вставки, на которых можно увидеть примеры местной флоры, приготовленные гидом блюда, а иногда и целые зарисовки о странных существах и особенностях их жизнедеятельности, будто вырванные из путевого дневника какого-то исследователя, волей судьбы попавшего в эти дикие места.
При всей простоте сюжета все-таки можно найти в нем глубокий смысл. Развитие цивилизации — это история путешествия человека из лона природы в мир, созданный его руками. Согласитесь, нам куда проще угадать бренд по логотипу, чем дерево по его листку. Наши джунгли стали каменными. Ближе всего к природе люди бывают в городском парке на пикнике, а остальной ареал своего обитания мы покрываем таким толстым слоем бетона и асфальта, чтобы дикая жизнь не смогла к нам пробиться.
В комиксе два цивилизованных человека столкнулись с дикой природой, которая до сих пор скребется за стенами городов и готова проглотить любого из нас при удобном случае. Во второй половине комикса автору удалось создать ощущение страха и ужаса от того, что весь окружающий мир вдруг стал враждебным. Кроме того, у Джесси получилось создать ощущение оторванности от остального мира. Я в полной мере ощущал обреченность героев, будто до ближайшего городка им пришлось бы добираться пару световых лет.
Мне трудно кому-то посоветовать эту работу к прочтению. Есть комиксы, которые хочется забыть, есть комиксы, которые хочется порекомендовать каждому, а есть такие произведения, которые не хороши и не плохи, но странны и, быть может, даже безумны. «Сафари» похож на историю, рассказанную шизофреником, который говорит уверенно, описывает множество деталей, потому ему невольно веришь, хотя и осознаешь, насколько это фантастически звучит. Этот комикс как минимум любопытен. Его стоит прочитать для того, чтобы понять, нравятся ли вам подобные работы.