Мировая история во многом строится на вере человека в потустороннее. Греки почитали богов Олимпа, народы Руси устраивали Божий суд, а часть чернокожих евреев все еще поклоняется Яхве бен Яхве. Японцы, разумеется, не остались в стороне и сложили легенды о ёкаях — демонах, которые населяют буквально все: реки, леса, дома и, конечно же, кладбища.
Эти предания маленькому Сигэро Мидзуки рассказывала Фуса Кагейяма — бабушка, которая помогала его семье по хозяйству. Она была одной из немногих, кто сохранил в памяти народный фольклор. Впоследствии сам мангака будет исследовать это явление и даже станет членом нескольких этнографических организаций. Произведения Мидзуки многие называют «ёкай-мангой», потому что почти все из них так или иначе затрагивают тему потустороннего.
Манга «Бабушка Ноннон» автобиографична. В ней рассказывается история маленького мальчика по прозвищу Гэгэ, который ведет обычную жизнь ребенка: не хочет учиться, дерется со сверстниками и дни напролет проводит на улице. Гэгэ любит рисовать и слушать рассказы о ёкаях. Они вдохновляют мальчика на создание новых работ, которые помогают ему лучше познать себя, свои страхи, мечты, происходящие вокруг него явления — голод, болезни, смерти. «Бабушка Ноннон» по своей сути является добротным справочником японского фольклора, его небольшой энциклопедией.
Манга повествует о времени, когда Япония была отнюдь не развитым государством. Только что отгремел кризис, страна находится на грани открытого конфликта с Китаем, а в ней пытаются навести порядок самыми разными способами. Этот же самый период был описан и в «Босоногом Гэне»: например, в нем есть эпизод, в котором изображено, как окружающие стали презирать отца мальчугана за то, что тот не желает идти в армию и отговаривает своего старшего сына. Действие манги Мидзуки происходит чуть раньше, и в ней показано, как безграмотным, необразованным людям навязывают мысль о том, что ёкаи — просто выдумка. Эти суеверия тормозят и без того медленное развитие страны.
Поэтому на страницах книги вы найдете и больную туберкулезом девочку, и торговца детьми, и порой жестокие выходки дворовых ребят, которые могут запросто изгнать тебя из своей команды и заставить вчерашних товарищей стать твоими врагами. Мы увидим отца Гэгэ, который отчаянно и, увы, безуспешно пытается найти свое место в жизни: то решает открыть синематограф, то объясняет жителям городка преимущества страхования. Но он дает парню одно из основополагающих наставлений: следуй за своей мечтой. Хочешь быть художником — рисуй. Он даже покупает сыну дорогие краски несмотря на то, что почти не имеет средств к существованию.
Полная противоположность отца — мать Гэгэ. Она на протяжении всей манги кичится своей родословной, снова и снова повторяя то, что ее родителям присвоили титулы, дали право носить меч и еще три амбара сверху пожаловали. Скорее всего, она лжет, и даже ее собственные дети шутят, что в итоге она обнищала.
Подобно Арту Шпигельману за легендами сценарист скрывает ужасы описываемой эпохи. Например, маленькая девочка считает, что ощущает присутствие духов — иногда даже «предсказывает погоду», как говорит главный герой. На самом же деле она чувствует, что ее ждет очень непростая судьба. Бабушка Ноннон играет в манге ключевую роль: она рассказывает, что если ты совершил что-то из злого умысла, то ёкаи могут обидеться, а ты станешь себя плохо чувствовать. Если же неожиданно умирает персонаж, который дорог главному герою, то он попадает в рай. Духи вплетены в историю так, что почти невозможно отличить реальную действительность от потусторонней, от того, что создает воображение Гэгэ. Он разговаривает с ёкаями и во многом благодаря этому взрослеет.
Много внимания мангака уделяет юмору, который сглаживает напряженность окружающего героев мира. Порой этот юмор абсурден, а порой остроумен, но он всегда легок и помогает отвлечься от действительности.
Рисунок в данной работе не похож на тот, что мы привыкли видеть в манге. Здесь нет огромных глаз и иных типичных элементов, с которыми мы ассоциируем японскую традицию рисования комиксов. В то же время он однотипен. Порой кажется, что герои нарисованы по одному и тому же шаблону, что оставляет неприятный осадок после прочтения. Но если вникнуть в биографию автора, то можно найти этому объяснение. Сигэру Мидзуки — левша, но жизнь сложилась так, что на войне он лишился именно левой руки. Однако это не остановило творца, и он научился рисовать правой, что, конечно же, не могло не сказаться на его художественной манере.
«Бабушка Ноннон» — отличное произведение о жизни человека и испытаниях, через которые ему приходится проходить. Она была создана в 1977 году, но поднимаемые автором темы по сей день остаются актуальными. В данной работе несложно узнать себя или кого-то из знакомых, потому что манга весьма реалистично изображает мир вокруг каждого из нас.