«Звездные войны: Сила необузданная» Х. Блэкман

Я не раз отмечал, что, как только прочитаешь достаточно много комиксов, начинаешь видеть ту самую историю, что бежит по спирали.

Прошлый год я начал с рецензии на комикс «Тени Империи». В 1996-м он стал частью сюжетной заплатки между фильмами «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», которая включала в себя также видеоигру и серию игрушек. По сути, обыкновенный филлер, который никак не влиял на события киновселенной.

Спустя 12 лет компания Лукаса вновь выпускает видеоигру, комикс и серию игрушек, которые служат сюжетной заплаткой между третьей и четвертой частями кинофраншизы. Постигла ли «Силу необузданную» судьба ее старшего брата? Давайте разбираться.

В основу комикса положен любопытный вопрос: «Откуда в далекой-далекой галактике взялись повстанцы?» Ведь это серьезная организация с множеством людей, логистикой и базами по всем системам. Такие сообщества не появляются из простого желания бороться и что-то делать, тут необходимо финансирование и руководство. Однако в фильмах нас просто ставят перед фактом, что повстанцы существуют и сражаются с Империей.

Уже только это делает «Силу» куда более любопытной работой, чем «Тени», которые заслуживают упоминания лишь потому, что позволяют читателю узнать, где же Люк практиковал свои навыки, и представляют образ уставшего от войны Дарта Вейдера.

«Звездные войны: Сила необузданная» Х. Блэкман, изображение №1

В «Силе» же рассказывается о том, как бывший летчик империи и сенатор Органа ищут на родной планете Хана Соло андроида, принадлежавшего некоему Старкиллеру. Находят они его за пару панелей в ближайшем сугробе, а всю оставшуюся книгу мы слушаем рассказ робота о своем хозяине. Этот парень оказывается тайным учеником Дарта Вейдера, который выполняет разные зловещие поручения своего мастера, пока Император не смотрит в его сторону, что роднит «Силу» и «Тени», ведь в обоих произведениях Дарт строит козни за спиной Сидиуса. Это забавно, ведь благодаря комиксам образ Вейдера меняется. Вместо верного до смерти ученика мы видим человека, изрядно уставшего от войны, которая сопровождает его с самого детства. По законам филлера, в конечном итоге все возвращается на привычные места, однако это расширение образа шлемоголового весьма занятно.

Выясняется, что движение повстанцев зародилось на корабле Вейдера, благодаря его ученику Старкиллеру. На протяжении сотни страниц мы будем наблюдать за историей героя, узнаем, как он встал на этот путь и куда исчез, ведь в фильме о нем не сказано ни слова.

«Звездные войны: Сила необузданная» Х. Блэкман, изображение №2

Здесь мне хотелось бы указать на самую большую проблему комикса — робота. Построить сюжет вокруг него было неудачной идеей. Во-первых, к финалу истории совершенно не понятно, зачем главные герои вытащили еле живого андроида со снежной планеты, ведь его рассказ ни на что не повлиял, а большую его часть и так знала компаньонка Старкиллера. Более того, она и закончила рассказ. Во-вторых, повествование сильно пострадало из-за формата воспоминаний. В литературе обращение к воспоминаниям используется для быстрого введения читателя в курс дела. Писателю не нужно раскрывать события в нормальном темпе, он может рассказать о случившемся всего лишь в одном эпизоде. Так зачем же было прибегать к этому приему, если рассказ о прошлом и составляет все произведение?

Значительные части истории оказываются вырванными из сюжета. Читателю ничего не объясняется. Автор скачет между сценами экшна, причем каждый такой скачок может занять от пары дней до полугода. Учитывая, что «Сила» — это адаптация видеоигры, можно понять подобную «рваность» повествования, ведь именно таким образом дается информация между уровнями, заполненными сражениями. Однако сценарист должен был понимать разницу между медиумами. Сами экшн-сцены, которым отведена главенствующая роль, выглядят неубедительно потому, что авторы пытаются уместить каждое сражение в минимальном количестве панелей. При этом у сценариста на руках антигерой, а значит, в конце он должен оказаться положительным персонажем, а положительные персонажи, заляпанные кровью и запутавшиеся в чужих кишках, — не лучший вариант, поскольку все оппоненты Старкиллера умирают от собственной руки, что делает все эти поединки еще менее увлекательными.

Кроме того, сценарист не позволяет нам проникнуть в мысли героя. Читатель видит, что Старкиллер делает странные для него вещи, но при этом автор и словом не обмолвился о том, какие мотивы двигали персонажем, какие цели он преследовал. Он просто сделал так, просто принял такое решение.

Старкиллеру трудно сопереживать, потому что он всего лишь марионетка, а не живой человек. Сценарист сделал упор на историю и не стал работать над образами и характерами персонажей. То же самое мы видим в фильме «Хардкор»: главный герой — пушинка на ветру обстоятельств. Он лишь выполняет то, что ему говорят. А так как мы не знаем, что творится в его разуме, то и понять его выбор или отношение к происходящему не можем.

«Звездные войны: Сила необузданная» Х. Блэкман, изображение №3

Визуальная часть комикса восторга тоже не вызывает. Художник использует исключительно вытянутые прямоугольные панели с черной канавкой. Экшн отмечается тем, что рамки кадров располагаются под углом, а не параллельно. В целом рисунок смотрится неплохо, но часто художнику приходится умещать в одной панели огромный объем информации, отчего она скорее приобретает характер книжной иллюстрации.

Неумелость художника видна и в изображении поединков, в которых не чувствуется динамики. Связано это с тем, что художник не обладает чувством темпа, потому между одними панелями проходит слишком мало времени, а между другими, наоборот, слишком много. Кроме того, эмоции, которыми наделяет он персонажей, зачастую противоречат обстоятельствам: например, на лице героини совершенно неожиданно появляется улыбка в то время, когда она рассказывает о смерти Старкиллера.

«Сила необузданная» — не слишком удачная работа. Это чисто коммерческий продукт, созданный по уже отработанной схеме с сюжетными заплатками. Нет полноценной истории. Комикс скорее похож на иллюстрированную сводку основных событий более масштабного и объемного произведения, отчего создается ощущение урезанности сюжета. Со своей задачей автор все же не справился, так как большая часть истории посвящена становлению персонажа, который в финале все равно погибнет, а для ответа на вопрос о возникновении повстанцев сценарист решает выделить с десяток страниц, что трудно назвать полноценным раскрытием.

Работа Блэкмана оказалась таким же неудачным филлером, как и «Тени Империи», вышедшие 12 годами ранее. И, что самое печальное, я так и не понял, почему же сила-то необузданная.

© Винсент Гуль