«Красное Крыло» — военная организация, призванная защищать людей от вторжения захватчиков из другого времени. Не ясно, как долго продолжается противостояние, но уже второе поколение кадетов «получает крылья» и отправляется воевать во всех возможных временных периодах, уповая на собственные силы и прочность темпоральных щитов, защищающих пилота от губительного воздействия времени.
Со времен Герберта Уэллса человечество обожает книги о прыжках во времени. Как иначе объяснить огромное количество самых разных историй, написанных с момента возникновения этой темы? К тому же прыжки во времени находятся в «серой зоне» науки, то есть их возможность теоретически доказана, но многие аспекты остаются спорными, а значит, дают пищу для размышлений фантастами.
Сюжеты подобных произведений можно разделить на две группы: веселые приключения в другой эпохе («Хрононавты» Марка Миллара) и различные парадоксы, превращающие повествование в подобие китайской шкатулки с секретом («И грянул гром» Брэдбери, «Конец Вечности» Азимова). Джонатан Хикман пошел по второму пути, представив на суд читателей по-настоящему запутанную историю.
Действие происходит одновременно в «тогда» и «сейчас». Можно счесть эти точки за прошлое и будущее, однако время в комиксе представлено в виде многослойного диска, а значит, точной привязки нет. К тому же символ Уробороса на обложке мягко намекает на то, чего читателю стоит ожидать.
Комикс состоит всего из четырех номеров, но не позволяйте объему ввести вас в заблуждение. Чтобы расставить все точки над «i», прочесть книгу от корки до корки придется два, а то и три раза. В противном случае детали будут все время ускользать, а фактов не хватит для того, чтобы составить цельную картину мира. В ход пойдет все — фамилии главных героев, краткое объяснение модели времени, оговорки персонажей и даже попытки вычислить ложь в их словах. Запаситесь бумагой и ручкой — время рисовать и записывать.
Но за все приходится платить. В данном случае в жертву интересной загадке принесены характеры персонажей. Герои ими практически не наделены, так как призваны выполнить лишь одну функцию — донести очередной фрагмент пазла и отойти в сторону. Хикман пытался затронуть проблемы отцов и детей, наследуемой войны, но они теряются на фоне глобальной загадки, которая дает почувствовать себя Шерлоком Холмсом.
К сожалению, у комикса есть еще одно слабое звено — рисунок. Все, что касается антуража, выполнено на отлично: конструкция кораблей продумана, рисунок местами неплохо передает настроение, атмосферу эпохи, будущее выглядит вполне изобретательным. Вот только с персонажами вышла промашка. Они очень похожи друг на друга. Если в начале это не играет особой роли — действующих лиц здесь не так много, а по отличительным чертам в целом можно догадаться, кто есть кто, — то ближе к концу, когда важно подчеркнуть возрастные изменения, дело принимает иной оборот. Будь на месте Питарра художник с более выверенным стилем (вроде Иммонена или Макнивена), то разгадывать загадки Хикмана было бы проще и интереснее.
«Красное Крыло» — образчик произведения, где движущая сила сюжета затмила и хорошую фантастическую часть, и попытки придать книге глубину. Читать комикс действительно интересно, однако каждый раз ловишь себя на мысли о том, что, будь это серия в шесть-восемь номеров, можно было бы снизить градус напряжения, но лучше раскрыть персонажей, не превращая комикс в игру «Найди десять отличий».