Часто бывает так, что, услышав о новой экранизации комикса или о победителе очередного конкурса рисованных историй, я ощущаю то же, что человек, воспитанный полотнами Шишкина и Айвазовского, который попал на выставку современного искусства. Полное недоумение. Я понимаю, что, раз студия решила вложиться в произведение, многим оно понравилось, но при этом не вижу в нем ничего более, кроме как глупую, пустую, а то и вовсе пагубную историю.
Для примера возьмем комикс Чарльза С. Форсмана «Конец ***ного мира», экранизацию которого недавно представил Netflix. На волне популярности телеадаптации издательство Salben решило выпустить комикс на русском языке, с которым читатели смогут познакомиться уже в ближайшее время. Однако стоит ли оно того?
«Конец ***ного мира» — это история двух подростков, сбежавших из дома, — Джеймса и Алиссы. Биографии у героев непростые. Когда Джеймсу было четыре, его мать села в машину и на глазах сына въехала в пруд, а мальчик стоял и ждал, что мама выйдет из воды, но она не вышла. С отцом отношения у него, видимо, не сложились, потому в 17 лет он угнал отцовский седан и разбил его в ближайшем овраге. У Алиссы же, напротив, осталась мать, а вот отец ушел из семьи. Похоже, и отношения девушки с матерью не сложились, ведь она убежала вместе с Джеймсом.
Автор не умеет выстраивать экспозицию. Большая ее часть остается за кадром. Причем Форсман не опускается даже до намеков. Читатель может лишь предполагать, как складывалась жизнь главных героев, опираясь на те крохи их прошлого, которые автор выдает мелкими порциями. Это похоже на пазл из трех сотен кусочков, который ты не можешь собрать потому, что в коробке их оказалось всего пять. То ли это неумелость автора, который, к слову, комиксами занимается с 2008 года, то ли желание сделать читателя соавтором, чтобы он придумал героям прошлое, соответствующее получившимся личностям.
По моему мнению, в любом случае это слабость повествования, ведь я могу пойти против желаний автора и придумать такое прошлое, которое не оправдает поведение персонажей, а станет еще и отягчающим обстоятельством. Например, легко можно представить, как отец Джеймса — или, скажем, мать Алиссы — годами носится со своим ребенком, и так и эдак пытается влить в его голову хотя бы унцию масла, однако неблагодарное чадо не только не ценит усилий, но еще и обвиняет родителя во всех своих проблемах и в конечном итоге убегает из дома. Забавно то, что моя версия никак не противоречит фактам, представленным в сюжете.
И все же давайте оставим в стороне эту претензию. Разве мало персонажей, которые вообще не имеют никакого прошлого и, несмотря на это, приковывают к себе внимание читателя и зрителя? Ярчайший пример — Джокер, у которого за десятилетия существования так и не появилось реальной версии происхождения. Получилось ли у Чарльза создать харизматичных персонажей, которым бэкграунд не требуется? На мой взгляд, нет.
Следить за Джеймсом и Алиссой неинтересно. Алисса ведет себя как скандальный и невоспитанный подросток. Несомненно, причины подобного поведения кроются в травме, а ее грубость — это защитный механизм, который помогает девушке создавать комфортную дистанцию между ней и людьми. Это лишь одна из версий. Так как Чарльз не удосужился толком раскрыть своих героев, легко можно предположить, что Алисса — обычная грубиянка, у которой нет ни капли уважения к другим людям. Что же касается Джеймса, то с первых страниц автор прямо говорит, что это глуповатый, замкнутый и жестокий тип, равнодушный ко всему вокруг, в том числе и к себе самому, который развлекается убийством мелких животных. Оба героя ничего не хотят, ни к чему не стремятся и жалуются на свою жизнь при любом удобном случае, но ничего не делают для того, чтобы изменить ситуацию. Подобное поведение говорит о том, что им и так комфортно, но приятно иногда и поплакаться.
Автор пытается показать двух потерянных подростков, двух жертв равнодушия со стороны взрослых и мира в целом. Две непонятые личности. Однако я увидел двух пустых и ограниченных молодых людей. Если они и жертвы, то только собственной инфантильности — нежелания двигаться и навязчивого стремления винить во всем окружающий мир. Передо мной предстала лишь парочка неприятных подростков. Увы, я не нашел в комиксе ничего, что оправдывало бы их поступки и флегматичность.
Подобные терзания и драма могут быть интересны подростку, который еще страдает схожими недугами, но взрослому человеку, лишенному детских иллюзий и остроты эмоций, все это кажется нелепым и неуместным. Однако стоит признать, что инфантильность — один из недугов нынешнего человечества, и потому велика вероятность, что эта история понравится многим людям за двадцать. Они и смогут понять героев, и будут сопереживать им.
Отчего же я так много внимания уделил персонажам? Они — основа комикса. Сюжет прост: перед нами разворачивается дорожное приключение с убийствами, полицейскими-сатанистами, добрыми охранниками магазинов и трагичным финалом. Можно решить, что комикс динамичен, однако повествование через призму восприятия героев при всем обилии встреч и событий превращает его в нечто флегматичное. Даже в самый напряженный момент герои ведут себя так, будто наблюдают за происходящим со стороны, играют в видеоигру и им ни о чем не стоит переживать, ведь в запасе есть еще несколько жизней. Так что даже темп истории и ее восприятие зависят от персонажей, которые по очереди высказываются о происходящем.
Рисунок максимально прост. Линии и минимум штриховки. Стиль мне напомнил комикс «Peanuts», что создает заметный контраст между жестокостью истории и визуалом детского стрипа. Но рисунок Форсмана слишком груб. Лично я отличал героиню от героя лишь по форме носа, потому что все остальные черты выглядели одинаково.
Для меня этот комикс стал разочарованием. Я надеялся найти интересную и качественную историю, раз книга заслужила экранизацию, а на деле получил 150 страниц жалоб инфантильных и весьма неприятных подростков на то, что никто не способен их понять. Кто-то может возразить, что это история о любви и поиске себя, но мне трудно поверить в то, что Форсман показал любовь. Это всего лишь нездоровое влечение к отморозку — с одной стороны, и смирение с обстоятельствами — с другой. Джеймс только в конце признается в любви, все остальное время он всего лишь был не против того, что Алисса находилась рядом с ним.
Кто-то может сказать, что это история о непоправимом вреде, который наносят равнодушие и одиночество. Можно взглянуть на историю и так, однако я не могу обвинять обстоятельства и окружение в формировании очередного отморозка в нынешних реалиях. В цивилизованных странах, к которым Америка и относится, давно появился доступ к знаниям, к достойным ролевым моделям, потому трудно оправдать внешними факторами поведение невоспитанного и грубого человека. Его устраивало развиваться в русле, где нет встречного течения, и то, какими людьми мы вырастаем, теперь зависит только от нас.
«Конец ***ного мира» — это «Призрачный мир» Клоуза для соципатов. Та же американская провинция, только невоспитанные подростки здесь не просто сплетничают в кафе, а идут на преступления. Автор может погрузить читателя в историю благодаря двум приемам: введению в сюжет неожиданных поворотов или построению эмоциональной связи между героями и читателем. Захватывающую историю у Форсмана создать не получилось, а желания сопереживать двум неприятным подросткам и вовсе не появилось, потому комикс не смог меня увлечь. Все, что он смог дать мне в конечном итоге, — чувство недоумения от того, что эта история заслужила экранизацию и получила высокие оценки читателей.