Может кому-то и удается найти на дне десятого бокала мудрость, но большинство находит там лишь свою разлетающуюся на кусочки жизнь. Однако бывают и исключения вроде Рубена, который обретает способности Супермена стоит ему опрокинуть стаканчик другой. С его признания и начинается комикс Донни Кейтса «Buzzkill», или как его перевели в интернете – «Обломщик».
Вообще комикс начинается с клуба анонимных алкоголиков. Признаться честно, такой старт не вызывает доверия, потому что невольно вспоминаешь десяток другой историй, которые начинаются в каком-нибудь школьном спортзале, где кучка анонимных кого-то сидят по кругу и делятся своими слезливыми историями. Анонимный клуб удобен для автора, он может заставить персонажа откровенничать, однако при всем удобстве этот приём стал избитым клише.
Скепсис мой испарился через пару страниц, когда главный герой признался, что ему трудно бросить пить, потому что алкоголь помимо привычных побочных действий приносит ему и суперспособности Супермена. Во втором номере эта идея получит дальнейшая развитие и окажется, что суперспособности Рубену приносит любой наркотик, и что любопытнее всего – набор способностей зависит от конкретного вида дурмана. Например, никотин помогают ему восстановить здоровье, а кофеин обостряет восприятие. Интереснейшая концепция.
В клубе анонимных алкоголиков Рубен оказался, потому что он больше так не мог. Ему приходилось делать жуткие вещи, а после даже не помнить их, а самое печальное, его покинула любимая девушка, когда узнала правду о его альтер-эго. Но все мы знаем, чем кончаются попытки начать жизнь с начала: прошлое настигает героя и возвращает все на привычные места. Потому логично, что вскоре в комиксе появилась ватага суперзлодеев с явным желанием убить героя.
Супергерои-пьяницы – не новость. Вспомнить можно Хэнкока или классический пример – Тони Старка. Его проблеме посвящена целая арка «Демон в бутылке». К алкоголизму Тони авторы прибегали даже после того, как он бросил пить. Вспомнить хотя бы «Мстители: Раскол», где Тони пьянеет под действием магии Ванды. Однако с «Обломщиком» у Тони есть важная разница – Рубен не сможет геройствовать, если бросит пить. Это интересный ход, сравнить супергеройскую деятельность с вредной привычкой. Ведь геройство убивает не хуже алкоголя.
Может ли супергерой бросить спасение мира? Как показывает история – нет. Аналогия Кейтса тут как нельзя кстати. Например, героиновые наркоманы отмечают, что слезть с иглы для них не проблема. У каждого из них есть свой способ пережить ломки и очиститься. Их проблема в том, что в ближайшие две недели обязательно захочется дозы, просто потому что реальность слишком скучна. Думаю, будь в нашем мире реальные супергерои, которые повесили костюм на гвоздик, серость обыденности также давила бы на них, как трезвость на героинщика.
Кейтс нашел интересный способ проиллюстрировать зависимость героев от подвигов. Помимо этого он старался приблизить образ супергероя к повседневной жизни, но для 2013 года всё это уже не было чем-то новым. Это чувствуется при чтении, когда узнаешь разные элементы из других комиксов вроде «Мордобоя» М.Миллара или «Профи» Г.Энниса. С «Профи» у «Обломщика» вообще много общего. Это и карикатурное изображение культовых героев, злодеев, и попытка показать, что пути героя неисповедимы, ну и конечно финал истории.
У рисунка в комиксе тоже есть проблемы. Стиль Джеффа Шоу в целом приятен. Он умело работает с тушью и не увлекается искажением фигур. Его рисунок напоминает более грубую версию стиля Г.Капулло, что несомненно относится к плюсам. Однако работа Джеффа с панелями весьма неумела.
Его страницы часто забиты мелкими кадрами разных размеров, что выглядит так будто он во время рисования не мог определиться и экспериментировал, чтобы посмотреть, что получится. При этом распределяет художник эти мелкие панели по странице так, что подчас больше половины пространства остается незаполненным. Напоминает сервировку в дорогих ресторанах, когда три кусочка мяса и пара брызг соуса оказываются на гигантской тарелке.
И последняя проблема Джеффа – он не продумывает порядок чтения панелей. Его страницы часто начинаются с высокой узкой панели, после которой идут две три панели поменьше. Чаще всего можно понять, что и за чем идет, но в иных случаях получается каша.
В основу «Обломщика» положена интересная аналогия между жизнью супергероев и нездоровой зависимостью. При этом автор иронизирует над самим жанром и пытается показать живых людей вместо героев в трико. В целом, ему это удается, однако после череды подобных работ выглядит такой подход уже потрепано. По общему впечатлению и многим элементам «Обломщик» напоминает «Профи». Если творение Энниса вам показалось чересчур вульгарным, переполненным матом и пошлостью, то вам стоит познакомиться с «Buzzkill», который вполне можно назвать более мягкой версией «Профи» с более интересной идей в основе. Но в целом, “Обломщику” не хватило объема. Кейтс придумал неплохо персонажа и многообещающую концепцию, но ограничил комикс четырьмя выпусками. Лично мне хотелось больше.
У меня складывается ощущение, что изжив свою изначальную форму, супергероика стала творческой лабораторией для сценаристов. Здесь они пробуют разные приемы, испытывают идеи, а после могут использовать результаты в других жанрах. Потому, на мой взгляд, подобные супергеройские работы стоит читать, чтобы находить что-то интересное.