«Блюз дворовых собак» Р. Ферье

Антропоморфные животные – довольно частое явление как в искусстве в целом, так в частности и в комиксах. «Маус» , «Блэксэд» , «Усаги Ёдзимбо», «Черепашки-Ниндзя», «Скунс и Оцелот» – то немногое, что издали на русском. А совсем недавно ряды подобной графической литературы на русском языке пополнила книга, которую издали ребята из моего родного города Красноярска – “Infinity Comics”.

«Блюз дворовых собак» – чтиво любопытное. Это довольно тяжелая и жестокая история про Государственный питомник «Джексон», в который попадает домашний пёс Оливер. Ещё вчера он валялся на диване перед телевизором, его ухо трепал хозяин, а сегодня этот жизнерадостный, свободолюбивый малый по воле случая оказывается в совершенно чуждом ему мире.

«Блюз дворовых собак» Р. Ферье, изображение №1

Поначалу Оливер пытается отрешиться от реальности, выстраивает в своей голове яркие образы, которые в корне отличаются от действительности. В глазах остальных главный герой выглядит как будто не от мира сего. Он постоянно поёт, и этим нервирует окружающих, для которых жизнь в питомнике – обыденность.

Но спустя некоторое время, Оливер начинает видеть жестокость, царящую внутри питомника. Довольно клишированная ситуация «кошки против собак» приводит к борьбе каждой группы за главенство в питомнике. На момент начала повествования собаки проиграли, более умным противникам, которые смогли взять верх над силой оппонентов своей хитростью. Собак унижают, и почти все они с этим смирились, потому что лишились вожака.

«Блюз дворовых собак» Р. Ферье, изображение №2

Постепенно Оливер теряет позитивный настрой. Эскапизм сменяется сильным желанием поскорее выбраться из этого места. Но для этого ему приходится принять причину своего насильного заключения – предательство хозяина, который оставил его на улице, после чего Оливера забрали работники специальной службы по отлову бездомных собак и отвезли в «Джексон». Перевоплощение пса показывает развитие его личности, и в итоге мы видим целеустремленного героя, который знает, чего он хочет.

«Блюз дворовых собак» Р. Ферье, изображение №3

У Оливера находится союзник – сокамерница Шугар. Она желает исполнить мечту, которую лелеяла вместе с Честером, погибшим вожаком псов – сбежать из ненавистного питомника. Она – не единственный положительный персонаж, но точно самый яркий после Оливера. Шугар воплощает собой образ, противоположный «девушке в беде». Её не надо спасать, она умеет выживать в тяжелой жизненной ситуации. Она бесконечно предана Честеру даже после его смерти. Чтобы отстоять свою правоту, Шугар готова вступить в неравный бой против целой банды котов. Компанию им также составляют чудаковатый пёс-хиппи Чарли, слепой кот Фриски и бывший подопытный кролик Флапперс.

Автор поднимает проблему жестокого обращения с бездомными животными в питомниках, подобных «Джексону». Животные здесь – как люди в тюрьме. Но тут читателя встречает проблема, которая заключается в самой концепции этого места – в нём отбывают наказание преступники, которым изначально не хочется сопереживать, ведь они сами виноваты, и заслуживают изоляции от общества. Здесь же в роли преступников выступают, скорее, кошки. Но если автор говорит о праве животных на свободу, тогда почему он не учитывает то, что кошки изначально оказались в питомнике по той же причине, что и остальные животные? Почему мы не должны сопереживать им?

«Блюз дворовых собак» Р. Ферье, изображение №4

В итоге образ тюрьмы может вызвать диссонанс в восприятии. Изначально я увидел в комиксе историю людей, которые представлены в виде антропоморфных собак, кошек, кроликов и пары других видов. Но позиция автора всё же ближе к защите несправедливо наказанных животных – поэтому выбор местом действия тюрьмы выглядит достаточно нелогичным.

Визуально комикс очень стильный. Воображаемый мир, в котором фактически живёт Оливер, нарисован в кислотных цветах. Художник дополняет задумку сценариста разнообразием визуальных образов и калейдоскопом персонажей в ярких костюмах. В психологически сложные для главного героя моменты художник намеренно сгущает краски, представляя окружение мрачным и пугающим.

Мне также понравилась работа с композицией. Есть несколько отличных разворотов – в одном повествование идёт по кругу, в центре которого находится карта с устройством тюрьмы и планом побега, в другом – шкафы в библиотеке, книги в которых разделяют панели, создавая, например, эффект движения времени, который описывал Скотт МакКлауд в «Понимании комикса».

«Блюз дворовых собак» Р. Ферье, изображение №5

Отдельно хочется сказать о русском издании. Да, присутствуют не самые удачные переводы песенок Оливера, встречается пара опечаток, но для первой книги от совершенно нового издательства выглядит книга вполне неплохо. Хорошая печать, отличая работа с леттерингом, да и выбор лицензии вполне неплохой. Правда, в аннотации говорится, что Райан Ферье работал над «Сыновьями Анархии», но не уточняется, что он писал сценарий к комиксу с таким же названием, который, судя по всему, является адаптацией сериала. У меня же сразу сложилось впечатление, что Ферье был одним из сценаристов шоу канала FX. Пришлось потратить достаточно времени, чтобы во всём разобраться. К тому же автор намного более известен за работу над серией D4VE.

В целом, комикс было приятно читать и наслаждаться рисунком. Это совсем необязательное чтиво, у него есть проблемы, но я бы не сказал, что они кардинально портят общее впечатление. Попытка сценариста сделать сложную историю на тему защиты животных подана не совсем точно, но если разобраться в ней, положительных черт в работе всё же больше.

© А. Соловьёв