«Деревья» У. Эллис

Никто не знает откуда они прилетели. Десять лет назад огромные столбы со странными символами приземлились по всей планете и выпустили отравляющую жидкость, уничтожив население нескольких городов. Но все это стало лишь началом. Люди назвали инопланетные объекты «деревьями». Столбы изменили течение рек, розу ветров, подняли уровень воды в заливе Нью-Йорка. Жизнь людей в каждой из стран изменилась навсегда.

«ДЕРЕВЬЯ» У. ЭЛЛИС, изображение №1

Так в Китае территорию вокруг «дерева» обнесли стеной и сделали свободной зоной, куда съезжаются художники, отщепенцы, сексуальные меньшинства и прочие группы граждан, которым трудно найти место в традиционном обществе. В Нью-Йорке во время первого затопления полицейские стреляли по людям, пытавшимся выбраться в районы повыше, чтобы не допустить паники. Странное утверждение, но именно так оно подается в комиксе. Теперь новый мэр Нью-Йорка хочет мести. А на северной исследовательской станции нашли черные маки – продукт «дерева». И еще не известно, чем это открытие обернется.

Главное, что нужно знать о комиксе – он не закончен, а потому большая часть моих рассуждений на тему является лишь догадками. В оригинале выпущено два тома, на русском языке – один. Причина задержки продолжения оказалась крайне простой – Уоррен Эллис и Джейсон Говард работали над сериальной адаптацией «Деревьев» и на третий том просто не осталось времени.

«ДЕРЕВЬЯ» У. ЭЛЛИС, изображение №2

Структурно сюжет комикса представляет собой мозаику из историй нескольких персонажей, так или иначе связанных с «деревьями». Мстящий политик, художник в поисках вдохновения, сходящий с ума ученый, девушка легкого поведения, перед которой открылась перспектива захвата власти в маленьком городке – это не весь перечень историй комикса. Каждый персонаж получил несколько запоминающихся черт, чтобы любой читатель нашел себя в ком-то из героев.

Однако каждая история интересна в первую очередь непредсказуемостью. Угадать, что произойдет с персонажем дальше не представляется возможным. Более того, с течением времени акценты смещаются. Герой, кажущийся второстепенным, выходит на первый план. Из-за отсутствия одного центрального персонажа удалось вывести интригу второго плана – кто вообще доживет до конца книги.

«ДЕРЕВЬЯ» У. ЭЛЛИС, изображение №3

Но что же, собственно, «деревья»? «Деревья» на протяжении двух томов это одновременно литературный прием для движения сюжета и заряженное ружье, которое обязательно вот-вот выстрелит, а пока повисит на стене. Во многом построение сюжетной линии деревьев напоминает «Пикник на обочине» Стругацких. Книга в антураже Зоны, куда когда-то прилетели пришельцы и оставили кучу опасных артефактов, на самом деле про людей, которые проявляют свои лучшие и худшие качества в критические моменты. Эллис пошел по тому же пути. Нужна была катастрофа, которая принесет разрушения и смерти, но не превратит комикс в постапокалипсис. К тому же желательно иметь рычаги воздействия на сюжет, которые не казались бы пришитыми белыми нитками. Такой прием сценарист уже поступал в «Planetary», объясняя все странные события квантовой механикой.

В этом нет ничего нового и тем более плохого. Фантастика часто служит для изобличения пороков общества через иносказание. Так удается «протащить» в комикс спорные темы сексуальных меньшинств, заигравшихся в бога ученых и сложной дороги мести через грязь политики, при этом, не сделав какую-то одну тему центром истории, но осветив проблемы в целом.

«ДЕРЕВЬЯ» У. ЭЛЛИС, изображение №4

Огромные столбы на фоне истории действительно создают напряжение. Неизвестность в очередной раз подогревает интерес, ведь тот самый «рычаг» в руках автора может оказаться чем угодно и повернуть от пришельцев к древним цивилизациям на Земле, а то и вовсе сделать из внеземного разума существ, живущих вне времени, как в фильме «Прибытие».

Рисунок походит на смесь стиля Шона Гордона Мерфи и братьев Муна и Ба. Множество дополнительных линий для придания глубины образу каждого персонажа, но при этом изображение граничит с карикатурностью, часто искажая анатомию и мимику. Отлично получился антураж каждой истории, будь то полярная станция или городок в Италии. География события широка и каждое место без труда узнаешь по рисунку, в чем заслуга Джейсона Говарда.

На момент окончания второго тома вопросов остается больше, чем ответов. Сложно оценить сюжет, обрывающийся на самом интересном месте. Созданная интрига цепляет, разнообразие персонажей и неопределенность их судьбы подкупает… А тем временем прошло уже два года с момента публикации последнего номера второго тома и ожидание начинает напоминать судьбу фанатов «Игры престолов». Сюжет может продолжить дробиться на отдельные истории, а может и свести всех персонажей в одну группу, предварительно убив еще парочку.

© Ю. Гламаздо