«Дно. Том 1-2» Р. Ремендер

«Дно. Том 1-2» Р. Ремендер, изображение №1

В версии Ремендера причиной апокалипсиса стало увеличение размеров Солнца, из-за чего на Земле повысилась не только температура, но и уровень радиации. Человечеству пришлось укрыться в подводных городах и отправить автономные спутники искать новую планету, пригодную для жизни. Шли годы, города приходили в негодность: ломались воздушные фильтры, выходило из строя оборудование, терялась связь между полисами. Людям не оставалось ничего иного, кроме как верить в лучшее, однако многие оказались не способны даже на это. Те, у кого хватало денег, устраивали оргии напоследок, обмазавшись кремом — местным наркотиком — и наплевав на низшие слои населения, умирающие от голода.

Кейны были одной из самых почитаемых семей, сохранивших моральные ценности. Джол Кейн — один из последних обладателей высокотехнологичного костюма для подводных сражений. Стел Кейн — одна из немногих ученых, сохранивших надежду на то, что остаткам человечества удастся обрести новый дом. Именно она нашла спутник, занявший орбиту удаленной планеты, но неспособный передать координаты из-за поломки. У Джола и Стел трое детей, в их семье царит идиллия, насколько это возможно в постапокалиптическом подводном мире. Но все меняется, когда их подводную лодку захватывают пираты.

«Дно. Том 1-2» Р. Ремендер, изображение №2

Самый простой способ испортить себе впечатление от «Дна» — решить, что это научная фантастика. Антураж подводного города будущего действительно наводит на подобную мысль, но сам автор корректирует читательский взгляд в предисловии, настаивая на том, что перед нами сказка об оптимизме. И здесь требуются объяснения.

Наш мир — мир победившего пессимизма. Любая новость воспринимается через призму недоверия, вечных попыток отобрать честно нажитое имущество и унизить. Рик Ремендер вовремя почувствовал, что стал слишком пессимистично смотреть на окружающую действительность. Более того, до определенного момента он не создал ни одного оптимистичного персонажа. Творчество автора часто становится лакмусовой бумажкой его души. Пройдя психотерапию, Ремендер не только наладил отношения с семьей и окружающими, но и создал «Дно», куда вложил собственное определение «оптимистичного человека», назвав свою концепцию «квантологией».

Квантология базируется на парадоксе кота Шредингера. Если бы ученый думал позитивно, то кошка выжила бы. При этом оптимизм в представлении Ремендера вовсе не означает отрицание проблем общества. Подход квантологии предполагает скорее изменение людьми собственных взглядов на вещи. Окружающие будто поддаются влиянию человека, от которого исходит свет уверенности и надежды, и тоже начинают работать над решением текущей проблемы. Так человечество должно выйти из кризиса.

«Дно. Том 1-2» Р. Ремендер, изображение №3

Однако это только стержень сюжета. Чтобы доказать свою точку зрения, Ремендер отправляет Стел Кейн в опасное путешествие и подкидывает ей одну неприятность за другой. Если отождествлять образ сценариста с богом, то это будет очень жестокий бог. Стел преследуют смерти и лишения, на каждом шагу подстерегают опасности, из всякой критической ситуации она выбирается едва ли не чудом, но при этом открывает для себя новые аспекты собственной души.

«Дно» — в первую очередь работа о духовном преображении людей. Второстепенные персонажи эволюционируют наравне с главной героиней… если успевают дожить. Разнообразия ради Ремендер создает ряд неоднозначных характеров. Местные пираты и рады бы жить честно, но их попытки мирным путем попасть в благополучный город едва не заканчиваются смертью от рук стражи. А персонажи, которые кажутся образцом добродетели, неожиданно достают из шкафов весьма неприятные скелеты. Читательское мнение постоянно меняется, следуя сюжету и новым подробностям.

К сожалению, Ремендер местами излишне прямолинеен. Слово «оптимизм» встречается даже там, где оно должно оставаться лишь прозрачным намеком. Так, «Дно» местами становится чересчур морализаторским. И, конечно, синонимов у «оптимизма» в лексиконе автора критически мало, потому слова главной героини приходится проводить через некий логический фильтр, вспоминая историю создания комикса.

«Дно. Том 1-2» Р. Ремендер, изображение №4

Второй том скачкообразно расширяет мир, подбрасывая новые загадки и аллюзии. Например, один из подводных городов стал футуристической версией не то «1984» не то «451 градуса по Фаренгейту». Происходящее в изрядной мере напоминает серию игр «Fallout», если бы их действие было перенесено под воду. Сюжет становится динамичнее, а иллюстрации — более детализированными.

К слову, о рисунке. Оба тома принадлежат карандашу Грега Токкини, однако различия между ними достаточно серьезные. Начальные эпизоды походят на раскрашенные наброски уличного художника, который не успел стереть вспомогательные линии, а его помощник уже взялся за кисть и краски. Из-за этого некоторые персонажи и локации получились смазанными. Черты лица бывает сложно считать. Однако давящая атмосфера передана отлично, что и помогает создать необходимый эмоциональный фон. Второй том ознаменовался ценным приобретением — колористом стал Дейв Маккейг. Совершенно неожиданно всякий намек на «размытость» исчез. Стиль рисунка приблизился к «Леди Механике», хотя и не стал таким же строго реалистичным. Атмосферу опасности и безысходности удалось сохранить.

«Дно. Том 1-2» Р. Ремендер, изображение №5

«Дно» — одна из обязательных для прочтения работ среди вышедших за последние годы комиксов. Главное — правильно к ней подойти. Это красивая сказка о переосмыслении позитивного мышления в современном мире. Как Нолан пересмотрел образ Бэтмена на большом экране, так и Ремендер пересмотрел оптимизм на страницах комикса.

© Ю. Гламаздо