Женщина-Халк — персонаж спорный. С одной стороны, это сильная женщина, воплощение идей феминизма. С другой — одна из самых объективизированных героинь Marvel. Ее супергеройским костюмом долгое время был купальник — совершенно не в духе современных тенденций. Возможно, именно поэтому Дженнифер Уолтерс не часто появляется на экране и в медиа да и в комиксах нередко выступает лишь как героиня второго плана.
Чарльз Соул решил преодолеть эти противоречия и сделал из Дженнифер Великолепную Женщину — вот так, с заглавных букв! Сюжет комикса начинается с того, что Уолтерс увольняется из юридической фирмы, в которой работала последний год, и открывает собственное дело, с блэкджеком и Адской Кошкой. Ей предстоит разбираться с проблемами супергероев, которые они сами решать не желают. И проблем этих немало: обвинения в плагиате, нарушение патентных прав, вопросы предоставления политического убежища… Через все повествование проходит загадка «Синей Папки» — дела, ответчиками в котором значатся восемь суперлюдей, в том числе и сама Женщина-Халк, но о котором никто из них не помнит.
Конфликты Дженнифер предпочитает решать при помощи дипломатии и аргументированных доводов, а к насилию прибегает лишь в крайнем случае, поскольку знает, что непременно одержит верх. Она может справиться с любой юридической проблемой, даже если клиент — патологически честный Капитан Америка, а дело о «Синей Папке» приносит лишь новые неприятности. Соул умело балансирует между мисс Уолтерс, адвокатом, и Женщиной-Халком, супергероиней. В конце концов, суперсилы и зеленая кожа не делают жизнь проще, особенно если ты нью-йоркский юрист.
Не менее интересен и другой персонаж, созданный Соулом, — Энджи Хуанг. Она с неизменным постоянством проворачивает джедайские штучки и удивляет неожиданными поступками. Неестественная тишина, сопровождающая ее, завораживает. Определенно, с большим удовольствием прочел бы сольную серию этой героини.
Я всегда подшучиваю над рисунком Хавьера Пулидо, однако здесь художник выкладывается на все сто процентов. Ни одной лишней детали, идеальные пропорции, выразительные лица — каждый новый разворот приносит все больше удовольствия. Культ огромных глаз возведен в абсолют, им даже посвящен целый разворот во втором выпуске, и это того стоит. При помощи выражения глаз Пулидо передает характер и эмоции персонажа, в его иллюстрациях они действительно становятся зеркалом души.
Большое значение для Пулидо имеет и внешний облик героев. Гардероб Дженнифер Уолтерс подобран со вкусом, а ее сексуальность подчеркнута аккуратно и демонстрируется с большим уважением. Приятно видеть в медиа воплощение идеи о том, что женщина не обязана в любой ситуации выглядеть как модель с обложки. Разгружать гараж гораздо удобнее в трико и бейсболке, а отстаивать права подзащитного — в подчеркнуто строгом, но элегантном костюме-двойке. Гардероб Женщины-Халк просто великолепен — иначе не скажешь.
Единственный художественный примем, который приводит в некоторое замешательство, — Пулидо любит нарушать ожидания и применять неочевидное для движения глаз расположение панелей на странице. Художник хорошо понимает язык комикса и его визуальные возможности, но предпочитает использовать их нетривиально. Он не просто создает иллюстрации, сопровождающие текст, но делает рисунок неотъемлемой частью повествования, творческим высказыванием художника, наибольшее влияние на которого оказал Пикассо. Над его ребусами придется поломать голову. Они обескураживают, а иногда приводят в ярость, однако с этим ничего не поделаешь. Кажущаяся простота комикса о буднях адвоката весьма обманчива.
А вот рисунок Рона Уимберли, ответственного за пятый и шестой выпуски, мне категорически не понравился. Персонажи выглядят непривлекательно, а от ракурсов начинает болеть голова. Конечно же, это лишь мое субъективное мнение, однако есть и гораздо более серьезная претензия: рисунок Уимберли не передает идею и настроение сцены. Рон пытается придать произведению Соула как можно больше динамики, но в данном случае она вторична.
Отдельно хочу отметить работу Кевина Вады, художника обложек всех 12 выпусков. Он создал великолепные иллюстрации! Если бы я увидел на прилавке комиксы с таким обложками, непременно купил бы себе парочку, даже не зная их содержания.
В послесловии автор пишет, что хотел создать комикс о супергероине, которая редко «супергеройствует». Вместо этого Чарльз выводит на передний план ее шарм, оптимизм, несгибаемость и ум. Сценам боя Соул уделяет мало внимания, предпочитая изображать прения в суде. Дженнифер Уолтерс — высококлассный юрист, если вы вдруг забыли, залюбовавшись мускулами и гривой зеленых волос.
На русском языке «Женщина-Халк» была выпущена издательством «Комильфо» в 2016 году и раскуплена очень быстро, так что теперь комикс трудно найти. И все же настоятельно рекомендую познакомиться с этим произведением, представляющим новое прочтение образа противоречивой героини и дающим ей новую жизнь.