Итак, позади уже “Год первый”, и мы уже пережили дебют Бэтмена и Гордона. Пришло время “Долгого Хэллоуина”
Должен сказать, что к настоящему времени читатели комиксов избалованы суперзлодеями. В антагонисты таким героям как Бэтс и Супс уже нельзя ставить кого попало: нужен кто-то соответствующий по уровню силы или интеллекта. Это и Джокер, просчитывающий всё на пятьдесят ходов вперёд; и Лекс Лютор, умудряющийся из воды любой глубины выйти сухим; и Дакрсайд, способный, пожалуй, на всё. Потому, когда читаешь “Долгий Хэллоуин”, становится как-то непривычно от того, что знакомые незаурядные злодеи ловятся легко и быстро, а вот таинственный убийца с соской вместо глушителя заставляет святую троицу Готэма ломать голову целый год.
Мафия. Вот кто главный злодей этого комикса. “Хэллоуин” ведёт дальше сюжетную линию “Года первого”. Бэтмен, Гордон и Дент продолжают крестовый поход. Как и полагается рыцарям, герои приносят клятву, и как все клятвы, её нарушат. Пядь за пядью троица отбивают город у Римлянина и его конкурента Марони. Но вскоре в этой партии появляется третий игрок – тёмная лошадка, убийца, которого назовут “Праздник” за традицию наносить удар в праздничные дни. Его поимка затянется на целый год, лишит Римлянина семьи, Марони людей, а Дента всего, чем он себя считал.
Таков вкратце сюжет. Его сильнейшая сторона в детективности. Думаю, многие со мной согласятся, что из величайшего детектива всего мира Бэтмен с годами превратился в подобие С.Сигала, чья роль сводится лишь к раздаче тумаков. “Долгий Хэллоуин” же возвращает нас к корням. Бэтмен снова просто человек в костюме, а не всемогущее существо. Он даже не гений химии, физики и криминалистики, каким его принято теперь изображать. Плёвое по нынешним его стандартам дело, заставляет его озадачиться на целый год. Причем детективная составляющая сплетена умело, браво Лоэбу. Автор постоянно путает читателя, заставляет подозревать то одного человека, то другого, потом постепенно отрезает одну версию за другой, полностью обезоруживая истинным лицом убийцы.
Второй огромный плюс комикса – история Харви Дента. Если Миллер рассказал нам о первом годе Бэтса, то Лоэб выдал нам первый год Двуликого. До этой истории я совершенно не понимал этого злодея. Человек, посвятивший себя борьбе с преступностью, вдруг сам становится преступником. Но Лоэб показывает нам, что борьба окружного прокурора идёт под постоянным давлением. Как же это невыносимо: видеть вновь ускользающего мафиози, когда у тебя на руках, казалось бы, имеется все необходимые улики. Но свидетели исчезают до суда, а присяжные с дрожащим от страха голосом вновь его оправдывают. Беспомощность всегда ведет к ненависти. Она росла в Харви, копилась по капле. И вот судьбоносный процесс. Бутылочка с кислотой. Травма, что поделила жизнь и лицо прокурора на две половины. Она словно спусковой крючок, высвободила огромную и разрушительную силу, вершащую правосудие по-своему. Вышло всё, как у Ницше: сражаясь с монстрами, Харви сам превратился в монстра. Теперь я понимаю этот образ. Теперь я верю в Харви Дента.
Третий плюс этого комикса – рисунок. Сейл создал невероятную атмосферу нуара. Пролистав в первый раз, я решил, что рисунок не в моем вкусе. Просто его нельзя оценивать в отрыве от истории. Да, не все прекрасно, например костюм женщины-кошки, как по мне, это ужас. Но в целом, игра с тенями, цвета – всё отлично передает этот мир второго года жизни Бэтмена в Готэме.
На этом великолепии есть еще две вишенки. Две. Об этом и речь. Очень много упоминаний двойных вещей. Два преступника с пунктиком насчет дат, две жизни у С.Гранди, два Праздника. Всё это неминуемо ведёт к преображению Харви в психопата, помешанного на двойке.
Вторая вишенка – появление главного символа бэт-комиксов: сигнал на крыше полицейского департамента, где в самом начале истории троица принесла свою злополучную клятву.
Теперь о минусах. Ой, да их же практически нет. Мне лично непонятны были только злодеи в этом сюжете – зачем их вставили. Если выкинуть любого из них или даже всех – сюжет особо не пострадает.
Вердикт: непременно читать. Прекрасный сюжет. Атмосферный рисунок. Логичное продолжение истории Миллера.