Террористическая организация «Железо» вламывается во дворец царя планеты Гниш и убивает монарха, чтобы спасти Тима-21. Назревают смутные времена: пророки уверены, что мальчик-робот приведет Жнецов, трон Гниша занимает слабохарактерный правитель, а «Железо» пытается найти таинственный сервер с резервными копиями сознания всех уничтоженных роботов. Тем временем на горизонте появляется охотник за головами, который тоже ищет Тима-21…
На русском языке наконец вышел второй том «Посланника» — оригинальной серии Джеффа Лемира и Дастина Нгуена. За последние годы Джефф стал одним из самых востребованных и занятых сценаристов комиксов. Он одновременно ведет около десятка серий, тематики которых сильно отличаются. Повлияло ли это на качество «Посланника»? Давайте разбираться.
История изначально писалась с прицелом на длинную серию, а потому действия стало еще меньше, чем в первом томе. Фактически весь экшен смещен на первые номера, где нам демонстрируют и появление охотника за головами, и убийство царя Гниша, и вторжение террористов из «Железа». На этом «активная» часть заканчивается, а затем начинаются терзания Раскольникова по убитой старушке.
В очередной раз нам показывают то, что на уроках литературы называют «реалистичным персонажем». То есть все действующие лица имеют мотивацию, которая и хороша и плоха одновременно — зависит от того, с какой стороны посмотреть. Роботы не стали исключением. Они желают обрести свободу и покой, но при этом избрали путь войны с людьми. А может быть, к этому их принудили сами люди, ведомые страхом перед пожинателями. Сюжет время от времени наполняется новыми фактами, однако делать выводы еще рано.
Если в первом томе показано противостояние роботов и луддитов, то во втором добавилась третья сторона — «пограничники», люди с искусственными частями тела… или, правильнее сказать, люди с парочкой человеческих органов, ибо остальное заменено железом. Какую роль они сыграют — предположить сложно, пока они являются частью сюжетной линии охотника за головами, которую можно отнести к одной из двух причин, почему стоит ждать продолжения серии.
Неожиданно выяснилось, что Джефф Лемир умеет раскрывать персонажа за короткое время. Потребовалось меньше десятка страниц с воспоминаниями, чтобы показать внутренний мир охотника и наделить его мотивацией. За героем интересно наблюдать — эдакий сорвиголова вроде Декарта из «Бегущего по лезвию». К тому же у него имеется тайна: судя по прошлому, ему не за что ненавидеть роботов.
Однако остальные персонажи, включая главного — Тима-21, практически не получили развития. Команды перемешали, сделали пару акцентов на чертах характеров, уже обрисованных в первом томе, — и на этом все. Даже заключительный сюжетный поворот второго тома выглядит не более чем фарсом. Хотя нельзя не отметить мастерство сценариста в использовании мелочей. Пара панелей с Тельзой намекает на вектор дальнейшего развития персонажа. Сделано это при помощи всего лишь нескольких фраз и хорошо прорисованной мимики, но оставляет заметный след в памяти читателя.
Второй том укрепил базовые понятия, ударившись в качественную научную фантастику. Это — еще одна причина прочесть том и не остаться разочарованным. Поведение роботов стало получать объяснение. Автор будто декомпозирует человеческие ощущения, выявляя первопричину и цель их возникновения, а после перерабатывает найденную суть под нужды роботов. Так, например, объясняется боль у механических созданий. Конечно же, никаких чувств у них нет, зато есть алгоритм определения тяжести повреждений. Схожим образом работает человеческий организм: боль сигнализирует нам о неполадках в нем, позволяя минимизировать негативное воздействие факторов внешней и внутренней среды.
Работе Дастина Нгуена присущи все те же достоинства и недостатки, которые были характерны для первого тома. На страницах книги виден едва заметный паттерн холста, а инструментарий художника по-прежнему составляют простой карандаш и акварельные краски приглушенных тонов. Украшение комикса — воспоминания персонажей, выполненные в оттенках коричневого и белого цветов. Удивительно, что при помощи таких скудных средств Нгуену удается добиться более высокой детализации, чем во всех остальных сценах. К тому же такое цветовое решение позволяет лучше прочувствовать настроение персонажа.
Однако общие планы не удались. В лучшем случае мы видим «замыленные» картины сражений или некой «большой сцены», в худшем — весьма схематичное изображение персонажей, то сливающихся с фоном, то превращающихся в «палку-палку-огуречик».
Последний том «Посланника» выходит в Америке девятнадцатого сентября и будет шестым по счету. Чем важен сей факт? У Лемира есть еще четыре книги на раскрытие героев и характера их взаимоотношений, потому второй том выполняет совершенно иную роль. Он призван расширить мир, ввести новых персонажей и углубить проблему роботов, при этом по возможности не затрагивая людей. Если рассматривать «Механическую Луну» с этой точки зрения, то можно сказать, что книга вполне справляется с поставленной задачей.