«Paradox Entertainment Presents: Kult» J. Barlow

«Paradox Entertainment Presents: Kult» J. Barlow, изображение №1

Пока я жду книгу Пола Граветта о 1001 комиксе, достойном прочтения, моя система выбора произведений для рецензирования основывается на красоте обложек или интригующих названиях. Должен признать, что это не лучший подход — слишком часто я читаю не самые выдающиеся творения. Хотя даже в этом можно найти позитивный момент: разве можно объективно оценивать гениальные вещи, если рукой не коснулся дна?

Сегодня мы поговорим о комиксе 2011 года «Культ», созданном сценаристом Д. Барлоу и художником И. Назифом. Серия вызывает любопытство как своим названием, так и обложками. Как оказалось, комикс основан на старой ролевой игре, которая была довольно популярна в свое время. С этим связано несколько значительных проблем серии.

События разворачиваются молниеносно. Встречает нас сцена с расправой над невестой прямо у алтаря. Правда, в отличие от Тарантино, Барлоу для этого не понадобилась банда убийц, хватило всего лишь огромного демона. Начало резкое и бессмысленное — этот жестокий эпизод ни на что не влияет. Он, как и многие панели комикса, нужен лишь для того, чтобы автор мог спокойно писать закадровый текст абзац за абзацем, разъясняя то, что и так нарисовано, да еще и греша типичными приемчиками писателей вроде предвосхищения будущих событий.

«Paradox Entertainment Presents: Kult» J. Barlow, изображение №2

«Предвосхищение» — именно то слово, с помощью которого можно описать добрую половину комикса. Читатель ничего не понимает и ждет, что вот-вот начнется самое интересное, главный герой тоже ничего не понимает, а те действующие лица, которые понимают, способны давать лишь интригующие намеки. Суть вот в чем: вся наша реальность — это обман. На самом деле мы живем посреди самого настоящего ада. Это город Метрополис, хотя название Дит ему подошло бы больше. Чтобы не шокировать людей жутким пейзажем и вонью горелого мяса, некогда Демиург создал механизм, создающий иллюзию поверх реальности, в которой мы и живем. Потом Бог пропал. Если верить слухам, он оказался на дне самого глубокого места ада. Править Метрополисом осталось темное отражение Демиурга, его брат. Однако существует лазейка: среди людей есть те, кто несет искру Демиурга, и при правильном подходе такой человек может переродиться в Бога. Главный герой и оказывается этим самым «избранным», что, конечно, ставит его жизнь под угрозу.

Это все, что читателю будет известно достоверно, остальные элементы истории не разъясняются. Что за агенты защищают главного героя? Кем был тот парень из канализации, который ему помог? Что с этим парнем произошло в итоге? В комиксе даже не объяснено, что представляет собой Культ. Я не помню, чтобы это слово вообще упоминалось в тексте. Читателю остается лишь строить предположения.

Возможно, это связано с тем, что игра в свое время была популярна, потому автор и не стал вдаваться в подробности. Учитывая, что на всю историю у него было всего четыре номера, это вполне оправдано, но лично я с игрой не знаком, оттого у меня сложилось впечатление, будто я взял с полки случайную книгу и прочитал одну главу из середины.

«Paradox Entertainment Presents: Kult» J. Barlow, изображение №3

Небольшой объем не пошел на пользу и самому повествованию. Чтобы читатель поверил в историю, нужно время; чтобы поверить в эмоцию, нужно время; чтобы герои что-то значили, нужно время. Я понимаю, что в комиксе многое ставится на воображение читателя, которое помогает заполнять пробелы между панелями, однако даже в рисованных историях нужно замедляться, чтобы дать читающему прочувствовать тот или иной момент. Но когда у автора в распоряжении всего четыре номера при такой масштабной вселенной и обилии персонажей, то вероятность сделать что-то чересчур перегруженное слишком велика. По моим наблюдениям, серии из трех-четырех номеров часто страдают от желания автора уместить в малом объеме множество событий, новую вселенную и ватагу персонажей. В итоге история не проходит через читателя, а стремительно проносится перед его глазами, как вагон метро.

Работа художника не лишена огрехов. Они не связаны со стилем. Рисунок Назифа ярок, сочен и, может, даже чересчур реалистичен, как в первом номере, где демон сунул невесте руку в глотку по локоть. Но при этом он весьма неудачно выбирает моменты для панелей. Художник должен стремиться к полной ясности происходящего, потому важно, чтобы все необходимое попадало в фокус. Однако я ловил себя на мыслях вроде «Откуда у демона в лапах оказалась машина, которую он разорвал пополам?», а потом замечал, что где-то на периферии предыдущей панели действительно был изображен автомобиль, но в следующий момент демон уже швыряется двумя половинками в героя, что вызывает недоумение.

«Paradox Entertainment Presents: Kult» J. Barlow, изображение №4

Что можно сказать о комиксе в целом? Он скомкан. События развиваются слишком быстро. При этом на многие вопросы, возникающие при чтении, автор не дает ответы даже в финале. Остается только гадать. Что же касается самой идеи, то стоило ли иллюстрировать возможную иллюзорность реальности, когда особо оригинальных идей нет? «Культ» — это «Матрица», только вместо суперпрограммы у нас некий механизм, а вместо агентов — демоны. Возможно, будь в распоряжении Барлоу хотя бы десять номеров, он смог бы раскрыть мир глубже и познакомить читателя с персонажами, но без всего этого «Культ» оказывается не особо умелой поделкой.

© Винсент Гуль