В наше время творчество часто превращается в кулинарию. Вместо набора специй и разнообразных ингредиентов в распоряжении автора находится целая палитра стилей и идей прошлого. С одной стороны, я не одобряю практику комбинирования уже созданного, поскольку мне непонятен художник, который не стремится изобрести что-то абсолютно новое. Ведь прелесть искусства состоит именно в том, чтобы создавать нечто такое, чего в этом мире еще не было. Однако, с другой стороны, я искренне восхищаюсь «кулинарами», способными найти то самое сочетание элементов и тот баланс, благодаря которым рождается прекрасное произведение. Каждый «ингредиент» настолько хорошо подходит этой смеси, а порция приправы чужих стилей настолько выверена, что в итоге не замечаешь, из чего это «блюдо» приготовлено, и с аппетитом проглатываешь главу за главой.
Дэн Уоттерс и его коллега Каспар Вейнгард оказались как раз такими умелыми кулинарами. Прежде чем приступить к приготовлению своего особенного блюда, эта парочка создала полюбившиеся публике комикс-серии по видеоиграм «Dark Souls» и «Assassin’s Creed» для издательства Titan. В 2015 году Уоттерс и Вейнгард собрались с силами и выпустили в свет первый номер авторской серии «Limbo», которая родилась из идей, накопившихся у них за время работы на Titan.
Как отмечал в одном из интервью Дэн, в тот момент у него в разработке имелся сценарий о магии вуду, а Каспар был захвачен идеей создания нуарного детектива в антураже 80-х годов. Добавив в эту смесь типичного персонажа Кафки, порцию таинственности Лавкрафта и щепотку «Видеодрома» Кроненберга, Уоттерс и Вейнгард получили мистический и мрачный комикс, подсвеченный неоном.
В этой истории технологии тесно связаны с магией и эзотерикой. Здесь есть Телешаман, который через телеэкраны следит за каждым человеком в Безнаде — городе, где разворачиваются события; есть девушка, которая через музыку и танцы вызывает духов вуду, обретающих плоть с помощью магнитной ленты. В комиксе есть даже наемные убийцы: они — ожившая музыка, которая благодаря особой частоте звука способна принимать материальную форму. А за всей этой мистической вакханалией следят два духа смерти, которым стало скучно, как синигами из «Тетради смерти», потому они решили заключить пари.
Надо признать, что с первых страниц возникает немало сомнений в качестве комикса, поскольку за ярким рисунком «Лимба» скрываются стандартные составляющие нуарного детектива: повествование ведется при помощи закадрового текста, главный герой работает частным детективом, а в кабинете его ждет роковая красотка, которой угрожают преступники. Набор настолько привычный, что ожидаешь увидеть очередную клишированную историю о детективе-неудачнике, которая закончится сценой в баре, где он в одиночестве будет заливать отчаяние алкоголем. И сюжет развивается по ожидаемому сценарию до того самого момента, пока главного героя не затягивает в телевизор.
Уоттер и Вейнгард создали по-настоящему безумный мир. Безумный, но любопытный. А чтобы читатель не расслаблялся, авторы добавили в сюжет загадку. Клей, главный герой, очнулся в этом городке девять месяцев назад и не помнит ни своего имени, ни своего прошлого. Лишь во сне он бормочет что-то о совершенных злодеяниях и чудовищных преступлениях. Благодаря Дагону, который не чтит территории чужих пантеонов и плавает между уровнями мироздания, мы узнаем, что происходит в этом мире, почему некоторые персонажи плоски и чем объясняется столь яркая смесь деталей разных культур. Все кроется в этом объяснении.
Стиль Вейнгарда довольно прост. Художник не увлекается штриховкой и тщательной работой с тушью, его рисунки незамысловаты, содержат минимум линий, выполнены в типичной для 80-х годов палитре. Каспар также не поленился поиграть с композицией панелей и использованием гаттера. Главный герой в его изображении внешне напоминает детектива из комикса «Фелл», а учитывая общность их рода занятий, странный городок, отрезанный от мира и переполненный мистикой, сходство усиливается многократно.
Увы, трудно говорить о «Лимбе», не раскрывая важных деталей, поскольку, если дать ответ на главную загадку комикса, он потеряет значительную долю своей прелести. Потому остается лишь немного порассуждать о прочитанном. Мне очень понравилась мысль авторов о том, что технологии сильно изменили мир людей, а значит, перемены должны были коснуться в том числе магии и религии. Телешаман сравнивает бездумное блуждание между каналами с входом в состояние транса, а подруга главного героя видит в составлении сборника музыки целый сакральный ритуал. Все это насколько поэтично, что комикс не мог меня не заворожить.
Среди рисованных историй немало произведений в жанрах нуар и мистика. Есть представители и мистического нуара вроде «Фелла» или «Константина». Однако «Limbo» выбивается из общего ряда. Он — яркая вспышка среди мрачных историй. Это нуар, который смеется сам над собой. Это история о людях, со страниц которой звучит важная мысль: каждая секунда — шанс все изменить. Дэн и Каспар собрали целый ворох ярких идей и, бросив их в чан, получили нечто новое, ни на что не похожее. И я проглотил это блюдо с огромным аппетитом.