На заре сверхскоростного интернета, когда получасовые спринты в сети ради получения реферата или полюбившейся песенки сменились многочасовыми марафонами, я считал комиксы совершенно детским чтивом, недостойным пятнать мой заоблачный интеллектуальный уровень. Да, я был типичной жертвой эффекта Даннинга — Крюгера. Несмотря на то что мое отношение к комиксу было пренебрежительным, меня увлекли стрипы на сайте «Авторский комикс». Подсев на «Sinfest», я нашел «Созерцательную Рейко», а после ждал новых выпусков «Злого гения». В то время определить, переводной это комикс или отечественный, было легко — по стилю художника. Чем больше рисунок походил на детище программы Paint, тем выше была вероятность, что комикс нарисован кем-то из СНГ.
Однако однажды на сайте появилась серия «Inferno», которая выкладывалась не по одной странице, а сразу целыми выпусками в пару десятков страниц. При этом рисунок оказался очень качественным. Я решил, что это очередной переводной комикс, но, порывшись в интернете, понял, что проект наш. Как и многие, я начал ждать публикации новых выпусков. Увы, где-то на четвертом номере моя вспышка интереса к рисованным историям угасла, что продолжалось вплоть до 2015 года, когда я стал не только читать комиксы, но и писать о них. А не так давно я вспомнил об этом замечательном творении и решил прочесть полную версию, ведь серия уже завершилась.
Комикс меня не разочаровал. Ни рисунок, ни сюжет в качестве не потеряли. Напротив, все стало лишь лучше. За эти годы история в несколько выпусков сильно выросла и теперь представляет собой трехтомник в шестьсот с лишним страниц. Хотя по объему «Inferno» уступает «Боуну» более чем в два раза, по эпичности сюжета они могут поспорить.
Начинается история в мрачном городе, где никогда не светит солнце, зато не гаснут неоновые вывески. Вспомните монолог Роршаха об улицах, начинающихся в сточных канавах, переполненных кровью, познакомьте его с городом из фильма «Семь» и дайте им побыть вместе. Через девять месяцев у вас появится город из комикса, который на манер «Трансметрополитена» так и называется — Город. В этом жутком и опасном месте появляется Адам — человек, на которого охотится Инквизиция. Только не дайте себя обмануть: местная Инквизиция похожа на пожарных из «451° по Фаренгейту». Одни вместо тушения поджигали, а другие вместо защиты религии уничтожают любые ее зачатки на корню. Адам же, в свою очередь, ищет Еву. Поначалу даже не понятно, женщина это или некий артефакт. На протяжении двенадцати выпусков наш герой будет идти к своей цели, оставляя позади горы трупов, знакомя читателя с местной мифологией, устройством мира и людьми, что делят этот крошечный мир.
Второй и третий тома становятся логическим окончанием истории, которое замыкает сюжет сам в себе, отвечая на все возникшие у читателя вопросы. При этом обнаруживается интересная особенность: «Inferno» — это комикс не об Адаме, как может показаться при чтении первого номера. Это летопись целого мира, его биография, рассказанная через историю основных героев, участвовавших в его формировании. Сюжет комикса повествует о почти двух тысячах лет и разворачивается в четырех разных временных отрезках. Как тебе такое, Дж. Р. Р. Толкин?
Мир получился необычным. Если брать антураж отдельно от истории, то выйдет киберпанк, ведь технологии в Городе высокие, а переполнены слои общества низкие. Кроме того, налицо борьба с корпорацией, которая становится олицетворением зла, — еще один довод в пользу киберпанка. Однако сюжет вертится вокруг двух мистических сущностей — бессмертного хранителя кусочка другой вселенной и бога, который пытается пробиться к своим созданиям сквозь толстую стену безверия. Сам Город получился кафкианским. Создается ощущение, что из него невозможно вырваться, что не существет ничего, кроме него. Забавно то, что в определенный момент автор дает подтверждение ощущениям читателя, объясняя, что Город — действительно последнее место, где живут люди. Даже схему кварталов прикладывает.
Эти приложения в конце номеров сильно напоминают «Хранителей», где после каждого выпуска имелась вырезка из газеты или фрагмент книги, который расширял вселенную комикса. Однако автор «Inferno» не копировал наработки А. Мура. Дополнительные материалы появились благодаря читателям, которые задавали вопросы в комментариях. Чтобы ответить на них, Devil и добавлял пояснения в виде дневниковых записей, памяток, карт и страниц старых книг. Должен сказать: хотя приложения увеличивают время чтения комикса, они добавляют элемент детективного расследования для самого читателя. Собирая информацию по кусочкам, он строит собственные догадки и теории, которые найдут подтверждение или опровержение только на последней странице.
Комиксу присущи и слабости, но не слишком критичные. Например, есть детали сюжета или целые сцены, цель которых не особо понятна, однако при желании можно привести пару объяснений необходимости того или иного момента. Кроме того, начало истории грешит огромными баллонами с текстом — персонажи то и дело пускаются в философствования и рассуждения не хуже героев «Матрицы» или «Настоящего детектива». Самой же большой проблемой для многих читателей может стать обилие эротических сцен и эпизодов насилия, которые представлены со всей откровенностью. Так что ни детям, ни особо чувствительным натурам «Inferno» не подойдет.
Говорить о рисунке «Inferno» довольно сложно, потому что он менялся с течением времени. Если в первых выпусках графика была проще, то с каждым новым томом она становилась на порядок выше в проработке. К композиции панелей претензий нет с самого первого выпуска — автор использовал самые разные приемы и делал это весьма удачно. Отдельно стоит отметить работу со шрифтами. В комиксе их целая россыпь. Чуть ли не каждый персонаж «Inferno» «говорит» своими собственными буквами. К тому же комикс усыпан стихами, текстами песен и мыслями героев, которые имеют свои шрифты. Визуальная составляющая комикса выпестована автором, о чем можно судить по дополнительным материалам. Уйма сил и времени потрачена на проработку деталей. Если готовый материал автора не устраивал, он без сожаления отказывался от него. Так что визуальная часть «Inferno» выполнена максимально качественно.
«Inferno» — это развлекательный комикс, при чтении которого время от времени ловишь себя на мысли, что какая-то деталь напоминает другое произведение, но все эти элементы перемешаны в таком миксе, что итоговый результат не похож ни на что. Я не заметил, чтобы комикс целенаправленно транслировал какую-то определенную мысль или идею. Однако если поддаться синдрому Поиска Глубинного Смысла, то найти их, несомненно, можно. Но, на мой взгляд, это лишнее, потому что в комиксе все детали стоят на своих местах, умело вплетены в историю, а попытка вычленить что-то станет подобна вскрытию живого пациента — доктор сможет увидеть отдельные органы, однако человек будет уже мертв.
«Inferno» — это довод в пользу того, что на просторах интернета можно найти вещи талантливые и самобытные, что не стоит замыкаться в рамках известных издательств. Полностью воспринять и осознать историю этого творения можно лишь при втором или даже третьем прочтении, что я очень надеюсь однажды сделать, держа в руках толстенький томик, напечатанный отечественными издателями. «Inferno» этого заслуживает.