Я немало времени трачу на то, чтобы выяснить, какие же черты отличают русские произведения от творений иностранных авторов. В наше время влияние Америки слишком велико на культуру, потому современные произведения чаще всего создаются по успешным на Западе схемам. Адаптировать легче, чем пытаться создать свое. На мой взгляд, творения девяностых годов еще сохраняли самобытность, но позже стали заметны сильнейшее заимствование и кризис идей. Так что в поисках формулы «русского произведения» я препарировал кино и книги, созданные в двадцатом и девятнадцатом столетиях. Приятный вывод, к которому я пришел: связующая нить шедевров прошлого не теряется на границе веков, она бежит себе дальше, хотя бусин на ней стало меньше. И сегодня я бы хотел поговорить об авторе, который смог вплести эту нить в графическую литературу.
Я не могу назвать «Теремок» комиксом, потому что он ближе к рисованным историям девятнадцатого века. Серия картинок с подписями под ними. Сам автор назвал эту сказку «графической историей». Как и в «Лисе и Зайце», Игорь Олейников вновь берет за основу известную русскую народную сказку. Прием обусловлен недосказанностью оригинала. Ведь в нем нет никаких деталей, предыстории, раскрытия персонажей. Есть теремок и несколько зверят, которые по каким-то причинам остались без дома и поселились вместе. Кто они? Откуда пришли? Куда пропали их домишки? Этими вопросами задался автор и представил свою собственную интерпретацию.
В графической истории Олейников каждому персонажу придумал историю. У одной украли вещи на вокзале, у другой дом сгорел, третьего из квартиры выгнали и так далее. Знакомые с детства персонажи обрели свой характер и биографию, которые мастерски раскрываются за несколько страниц без лишних слов.
Графические истории Олейникова отличает остросоциальность. Вместо безликих зверей из сказки мы видим потерянные души современности. Бездомные, одинокие, оставленные на произвол судьбы по разным причинам. Визуально художник подчеркивает оторванность персонажей от общества тем, что их домишко стоит в отдалении от серых безликих высоток. Не лишен «Теремок» и традиционной темы «маленького человека»: Олейников рассказывает историю лягушки-дворника, ненароком попавшей в опалу к высокому во всех смыслах начальству.
Также Олейников не обошел тему власти. Если в первой графической истории злодейкой оказалась Лиса, захватившая домик и обустроившая его для своих друзей и родственников, то в «Теремке» власть олицетворяет Медведь. Самого мишку на страницах не видно. Он появляется то в виде дорогостоящего автомобиля, то в виде сметающего теремок экскаватора, словно волшебник Оз, прятавшийся за устрашающими образами. И, на мой взгляд, это вновь не случайно, ведь кем, как не Медведем, может быть третий после Бога человек в стране? При этом власть не снисходит до маленьких людей, а проблемы решает радикально, не разбираясь в вопросах, что подчеркивает оторванность сильных мира сего от реальности обычного человека.
Если отбросить в сторону темы социальные, то «Теремок» окажется произведением экзистенциальным. Каждый его персонаж потерян. У героев никого и ничего не осталось. Окружающему миру на них плевать, но они находят смысл друг в друге, становятся семьей без всякого родства. И это добавляет произведению еще один слой.
Почему же я считаю «Теремок» произведением русским? Потому что в нем есть трагизм, без которого не обходятся даже русские комедии. На мой взгляд, наши книги и фильмы отличает то неповторимое ощущение, когда тебе одновременно смешно и щемит грудь. Разве можно просто смеяться над «Джентльменами удачи», забыв о судьбах каждого из героев? Можно ли посмеяться над «А не послать ли нам гонца?», не сокрушившись при виде картины жизни людей в начале девяностых? Так и «Теремок» рассказывает о судьбах трагичных, но старается сделать это легко, не сгущая красок. По моему мнению, русские произведения сосредоточены на жизни, на обычных людях, из которых и строится народ, и графические истории Олейникова определенно попадают в эту категорию.
Я не буду скрывать, Игорь Олейников — мой любимейший иллюстратор современности. Я с огромным нетерпением ждал «Теремок», чтобы насладиться его визуальным стилем. В этой книге автор вновь использовал так понравившийся мне прием с чередованием цветных и черно-белых панелей, что добавляет происходящему кинематографичности. Интересно и другое решение художника: он изобразил весь теремок сверху, что позволило ему позже показать, как Волк разрушил жилище зверят. Отличительная черта рисунков Олейникова — огромное внимание к деталям. Можно подолгу разглядывать каждый кадр и находить подсказки, говорящие о том, как живут зверята, кто и чем занят. Скудность текста стократно компенсируется иллюстрациями.
Как говорит сам автор, он бы хотел создать третью графическую историю на основе сказочного произведения, чтобы получилась трилогия, но сомневается, что это осуществимо, потому что нет другой достаточно известной народной сказки, связанной с домом, — темой, объединяющей оба произведения. Я же надеюсь, что мы все-таки однажды увидим трилогию, ведь есть, например, «Маша и Медведи», где девочка попадает в чужой дом. Ну или мне попросту хочется поставить на полку еще один шедевр от Игоря Юльевича.
Мне нравится подход, выбранный автором. Народные сказки — как пустые раскраски, каждый может наполнить их собственным смыслом, представить свою интерпретацию из-за недосказанности. И Игорь Юльевич раскрывает перед читателями свой взгляд как на сказку, так и на окружающий мир. Прелесть формата графической истории состоит в том, что он подойдет и детям и взрослым. Более того, такая книжка может стоять в библиотеке годами, и чем старше будет становиться ребенок, тем больше смыслов он будет находить в этой короткой, но емкой истории.
Если желаете узнать мое мнение, я считаю, что мы наблюдаем рождение самой настоящей русской классики в формате графической литературы, и эти книги будут актуальны для многих будущих поколений.