Мне часто ставят в укор излишне строгое отношение к отечественным комиксам. Говорят, что если не делать скидок и давать слишком категоричные оценки, то у авторов отпадет всякое желание творить. Я с этим не согласен. Во-первых, я уверен, что и без меня найдутся родственники, друзья и рядовые читатели, которые с упоением будут хвалить работу авторов. Так почему бы не добавить в эту бочку комплиментов ложку критики? Во-вторых, я не нахожу причин давать поблажки отечественным авторам при оценке их работ. Ко мне часто обращаются молодые ребята, которые очень хотят создавать комиксы, но при этом толком ничего не знают о них. Судя по записям с семинаров некоторых практикующих художников, это справедливо по отношению и к ним. Должен ли я делать скидку в таком случае? Можно ли создавать комиксы, не открыв трилогию МакКлауда, не пролистав сотню-другую американских, японских и европейских комиксов, не познакомившись ни с одной статьей о принципах построения сюжета и разработки персонажей? Я сделал бы скидку, живи мы в девяностых, когда доступа к западным наработкам не было, а книг по комикс-теории — тем более, но в наше время полной доступности информации нет больше смягчающих обстоятельств.
Комикс «Аврора. Другая история» появился не в девяностых. В 2013 году он начал выходить в формате веб-комикса, а позже, в 2015-м, был издан в печатном виде. Еще через два года вышло продолжение истории. Лично для меня «Аврора» — книга особенная, потому что ровно три года назад я опубликовал свою первую рецензию на комикс, и это был обзор «Авроры». Я был совсем зеленым, через раз использовал слово «рисовка», а мои претензии сильно попахивали максимализмом. В общем, с выходом второго тома я решил дать «Авроре» еще один шанс, чтобы оценить книгу целиком с позиции моего нынешнего опыта и знаний.
Действие комикса начинается в Петрограде 1923 года. Ни Февральской, ни Великой Октябрьской с Матушкой Россией не случилось. Она даже Первую мировую выиграла. А весь мир пользуется продукцией передовой корпорации «Императорские машины», которая умудрилась сконструировать даже средства видеосвязи на основе пара. Да, по какой-то причине в этой версии вселенной так и не изобрели бензиновый двигатель. Россией по-прежнему правит Николай II, но лишь номинально. Судя по материалам в начале каждого номера, которые рекламируют разнообразные устройства, страной тайно управляют «Императорские машины», контролируют все и вся.
В этом мире студент по прозвищу Диоген спасает на улице своего преподавателя физики от нападения странных людей в противогазах. После этого он просыпается на легендарном крейсере «Аврора», за которым в условиях альтернативной вселенной охотятся «Императорские машины» и императорский флот, потому что в его недрах сокрыта секретная технология Николы Теслы по получению свободной энергии. «Аврора» предстает перед читателями неким аналогом пиратской шхуны. То, как именно собиралась команда и как впоследствии сплотились ее члены, вызвало у меня немало параллелей с мангой «One Piece». Крейсер возглавляет таинственный капитан, лица которого никто не видел, что не мешает большинству читателей догадаться, кто же скрывается за маской. Хотя я встречал читателей, которые до самого финала не могли понять, кто именно прячется под бинтами в комиксе «Тихо», так что, быть может, многие до самой развязки будут гадать, кем же окажется капитан.
Сюжет длиной в добрых 600 страниц повествует о том, как главные герои пытаются уберечь эту страшную и опасную технологию от алчущих рук злой корпорации. И здесь у меня появляются претензии к комиксу. Борьба с корпорациями в том же киберпанке происходит на фоне жуткой бедности народа. Здесь же люди прекрасно живут, а «Императорские машины» никоим образом не пытаются нажиться на них. Да, по всей видимости, корпорация многое контролирует, но это никак не отражается на жизни людей. В прологе дворник упрекнул «ИМ» за то, что они обезобразили некогда красивое место. Так себе преступление. В остальном же все, чего они хотят, — как можно больше власти, технологий и денег. Адекватные желания для коммерческой структуры. Учитывая, что их товары покупаются по всему миру, то это еще больший поток финансов в казну страны. Кому от этого плохо? Автор демонизирует нормальную и крепкую экономику, основанную на экспорте. Вот он, настоящий враг России.
Еще одна большая проблема комикса — проработка мира. Автор ставит читателя перед чередой фактов, никак их не объясняя. Революций не было, войну выиграли, а из технологий — только пар. Поскольку никаких объяснений нет, то можно заключить, что Тимофей Мокиенко считает, будто все проблемы Российской Империи начались с изобретения бензинового и дизельного двигателей. Так и представляю сцену ареста царской семьи в стиле «Скуби-Ду», где Николай II восклицает: «У меня бы все получилось, если бы не этот Майбах со своим бензиновым двигателем!»
Крейсер «Аврора» кружится исключительно вокруг Империи, не заглядывая в другие страны, что кажется странным, ведь именно русская корпорация ее ищет. Прелесть альтернативных миров заключается именно в самих мирах, в том, как обыгрывается то или иное фантастическое допущение. Читатель же помимо Российской Империи видит лишь Америку, которая ничем не отличается от образа, представленного в фильмах о Диком Западе. Неужели высокий уровень технологий достигнут только в России, а в Америке продолжают скакать на лошадях по бескрайним прериям? Вдвойне обидно, потому что у автора по сюжету были и корабль, и необходимость убегать. Многие создатели альтернативных миров сочиняют нелепые причины, лишь бы их герои помотались по самым разным местам, чтобы показать во всей красе свою выдуманную вселенную, или нелепо растягивают хронометраж сюжета, как Б. К. Вон в «Последнем мужчине». У Тимофея же был карт-бланш на рассказ о многих уголках мира победившего пара, но вместо этого «Аврора» кружит вокруг Петрограда.
В книге очень много персонажей. Так много, что проработать каждого не выходит. Прошлое героев процентов на восемьдесят — чистый лист. Автор дарит читателю возможность самому сочинить их истории. Ну, или не хочет этим заниматься. Это приводит к странным последствиям. Например, возьмем Диогена. В самом начале истории он опоздал в университет и не написал реферат. Почему? Не известно, была ли у него на это уважительная причина, хотя с ее помощью можно было бы глубже раскрыть образ парня. Если бы он опоздал из-за помощи кому-то — он добр, из-за работы — трудолюбив и самостоятелен. Но он и квартплату задолжал за пару месяцев. В итоге как читатель я делаю вывод: Диоген — лентяй, прогульщик и в целом совершенно незрелая личность. Однако позже, пытаясь сдать контрольную по физике, он решает главную проблему двигателя Теслы, которую даже гениальный серб не смог решить. Так кто же в итоге Диоген? Гений, играючи решающий сложнейшие задачи? Или лентяй и бездарь, которому не хватает таланта даже для того, чтобы написать реферат?
За 600 страниц подобных вопросов набирается довольно много. В итоге выходит, что история не сосредоточена ни на героях, ни на мире. Больше внимания уделено сюжету, который сам по себе довольно прост. Пусть автор всю первую книгу и нагоняет саспенса, во втором томе даются достаточно предсказуемые ответы на возникнувшие вопросы. Кроме того, сюжет скачет во времени из прошлого в будущее и обратно, что добавляет ему «разорванности».
Иллюстрированием «Авроры» занималась художница Мария Конопатова, уже успевшая приобрести известность в индустрии. Сразу заметно сильное влияние манги на ее рисунок. Мария, взяв за основу стиль японских комиксов, который считается простым, упростила его еще сильнее, до уровня мультяшек. Поклонников восточных рисованных историй у нас достаточно, потому, думаю, визуальный стиль «Авроры» найдет своего ценителя. Палитра ограничена тремя цветами — черным, белым и коричневым, что дает ощущение старого кинофильма. На мой взгляд, решение удачное.
Если говорить об «Авроре» в целом, то я считаю ее типичной жертвой эффекта Фрэкшна — явления, при котором удачная идея губится непродуманностью. Русский стимпанк — это настоящая целина. Во-первых, почва весьма плодородна — сколько сюжетов можно придумать! Во-вторых, никто не поднимал эту тему в комиксах, потому трудно повториться и делать можно что угодно. Если бы Тимофей досконально продумал историю и причины развития этого парового мира, то могло бы получиться очень интересно. Увы, в комиксе толком не видно паровых технологий. Даже автомобиль «Авроры» заимствован из «Лиги выдающихся джентльменов». Потому, мне кажется, к жанрам стимпанка и дизельпанка должны обращаться люди отчаянно увлеченные технологиями, которые не просто будут пририсовывать роботу трубу для отвода пара, а продумывать механику и принципы работы того или иного устройства.
«Аврора» очень напоминает «Пять кулаков науки» М. Фрэкшна: множество исторических личностей, добавленных в сюжет непродуманно, странное развитие событий, которое так и не приводит к какому-то катарсису, надуманные конфликты между врагами и общее нежелание хорошенько проработать вселенную и персонажей. О второй книге сложилось ощущение, будто авторы хотели побыстрее закончить проект, потому герои начали очень много говорить, объясняя все и вся, а персонажи на задних планах стали резко терять детализацию.
Я так и не понял, к чему стремился автор. Хотел он создать смешной или же серьезный комикс? С одной стороны, история местами действительно остросюжетная, с другой, концентрация шуток и нелепых решений вроде корабля-трансформера в котелке убивают всякую атмосферу. К достоинствам комикса я могу отнести исключительно идею посадить стипанк в русской почве. В остальном же книга вышла непродуманной и непроработанной. Жаль, могло бы выйти хорошо.