Уже восемьдесят лет Супермен стоит на страже Земли и возглавляет топ лучших супергероев. За это время многие авторы пытались ответить на вопрос: «За что же так любят Супермена?» Для меня этот персонаж важен тем, что благодаря монологу Билла из фильма Тарантино, где он рассуждал о природе Супермена, я решил дать супергероике второй шанс и не пожалел. А задолго до этого, в 1999 году, дать ответ на этот вопрос попытались Пол Дини и Алекс Росс, начавшие с Супермена целую серию ван-шотов о звездах издательства DC.
«Мир на Земле» начинается в Рождество. Супермен по традиции несет огромную елку в центр Метрополиса и украшает ее сотнями гирлянд. Чтобы увидеть это новогоднее чудо, собирается огромная толпа, в которой Кларк замечает девушку, обессилившую от голода. Этот случай заставляет Кал-Эла задуматься об одном из древнейших и самых живучих врагов человечества — голоде. Разработав план, надежный, как швейцарские часы, Кларк просит помощи у ООН и фермеров Америки. То ли в мире Супермена все благородны, то ли мало кто хочет спорить с пуленепробиваемым человеком, способным останавливать поезда, но в итоге все соглашаются помочь. Кларк и сам участвует в сборе урожая, чтобы ускорить процесс. Тысячи тонн зерна собраны в контейнеры, голодающие мира изнемогают, все готово для глобальной войны с голодом. Что может пойти не так?
Однако Супермена ждут препятствия. Множество препятствий. Ведь он — олицетворение идеализированной веры в человечество. Он всегда ждет от людей лучшего, но ему предстоит наткнуться на диктаторов и тиранов, для которых голод — один из инструментов управления народом, а попытка спасения людей — вмешательство во внутреннюю политику. Предстоит Кларку столкнуться и с животным страхом людей, не привыкших к искренней доброте. Они похожи на пса, которого никогда не гладили и который просто не знает, как себя вести, если кто-то решит его приласкать. При этом Кал-Эл способен учиться и в конце концов понимает, что голод, как и множество других проблем, не решить разовой подачкой. Здесь нужны кардинальные изменения в жизни людей, чтобы они смогли обеспечивать себя сами.
«Мир на Земле» — история короткая, но объемная по своему содержанию. Это попытка в малой форме раскрыть отношение к культовому персонажу. Лично мне при чтении невольно вспоминался «Бэтмен: Ноэль», ведь в обоих комиксах речь шла о Рождестве и вспоминали Диккенса, однако бросается контраст между образами ушастого мстителя и вечного бойскаута. Бэтмена заботит всего один город, лишь один преступник этого огромного города. Этот злодей занял разум ушастого полностью, ожесточив Брюса. Кларк же думает о вещах куда более масштабных — о голоде, от которого страдают люди по всему миру. Он не пытается сражаться исключительно с преступностью. Образ Супермена вышел светлым, полным веры в людей и желания помочь каждому на Земле.
Помимо прочего, на мой взгляд, авторы раскритиковали попытки белого сообщества помочь странам третьего мира с помощью гуманитарных миссий. Сам Супермен вспоминает старую у мудрость: дав человеку рыбу, ты накормишь его только сегодня. Многие страны Африки в наше время жалуются на эти миссии, ведь частые бесплатные грузы с одеждой и обувью убивают деятельность местных ремесленников, подсаживая страну на иглу гуманитарных поставок.
По своей структуре «Мир на Земле» — это не комикс, а богато иллюстрированная книга. Здесь нет ни одного баллона, а текст напечатан прямо поверх рисунков без всяких плашек. Стоит ли что-то говорить о качестве визуальной части комикса, если можно просто назвать имя Алекса Росса? Его рисунок, отсылающий нас к мастерам капреализма вроде Нормана Роквелла, всегда выглядит вкусно. Алекс наполнил комикс сплошными разворотами, превратив в книгу в настоящую галерею.
Что же касается главного вопроса, то думаю, авторы смогли найти ответ лишь отчасти. Супермену уже восемьдесят лет, и у него появилось слишком много граней, чтобы уместить их в шестьдесят страниц. Сколько бы ни говорили, что он скучен и читать о нем неинтересно, я все равно считаю, что именно такой герой сейчас и нужен. Мы слишком увлеклись злодеями и антигероями, наш компас добра и зла вертится как сумасшедший, потому важно, чтобы перед глазами оставался некий символ крайнего проявления одного из этих полюсов. Я люблю того старого Супермена, которого еще не пытались переосмыслить или сделать более реалистичным. Именно такого образа и добились Дини и Росс. Именно такого Супермена я люблю.