Я доброжелательный рецензент. Я люблю комиксы (особенно супергеройские), стараюсь находить в них лучшие стороны и не слишком сильно придираться к мелочам. Однако до сегодняшнего дня мне везло рассказывать о своих любимых работах, так что я могу быть обвинен в предвзятости. Поэтому решил присоединиться к флэшмобу Руслана Хубиева и написать рецензию на случайно выпавший комикс. Им оказалась вторая глава «Фонда Будущего» («FF») Мэтта Фрэкшна и Майкла Оллреда.
2012 и 2013 годы были для Мэтта Фрэкшна временем напряженной и продуктивной работы на издательство Marvel. Он пишет сценарии для «Несокрушимого Железного Человека», «Могучего Тора», «Защитников», «Хоукая», а в довесок ему поручают трудиться над сериями о Фантастической Четверке и Фонде Будущего. При таких объемах работы промахи неизбежны. Одной из неудачных работ, на мой взгляд, стала серия «Фонд Будущего».
Фонд Будущего — это центр для интеллектуально одаренных подростков, созданный Ридом Ричардсом (Мистером Фантастик) для поиска решений глобальных проблем человечества. ФБ состоит в основном из детей и младших подростков, которых Рид воспринимает как главных мыслителей будущего — отсюда и название серии. В самом начале рана Фрэкшна Рид вместе с семьей улетает в путешествие по параллельным мирам, которое может продлиться несколько лет, но в нашем времени, по его расчетам, должно пройти всего четыре минуты. Чтобы не оставлять Землю и детей из Фонда Будущего без защиты Четверки на это время, каждому ее представителю поручается найти себе замену. Набирается новая Фантастическая Четверка, в которую входят Человек-Муравей (Скотт Лэнг), Медуза, Женщина-Халк и Дарла Диринг, поп-певица, которая не обладает суперсилами, но является девушкой Человека-Факела. Новая команда прощается со старой, оригинальная ФЧ ныряет в портал и… исчезает из нашей реальности на более длительный срок, чем четыре минуты. Так что теперь новому составу предстоит противостоять типичным противникам Четверки и воспитывать детей Фонда Будущего.
«ФБ» идейно похожа на серию «Росомаха и Люди Икс», которая выходила в то же время. Мэтт Фрэкшн, игнорируя идею «поиска решений глобальных проблем», пишет историю о жизни школы для одаренных детей, с невротизированными педагогами и учениками, вступающими в стадию подросткового кризиса. Однако там, где Джейсон Аарон наполняет повествование тонко проработанными конфликтами, Мэтт Фрэкшн высыпает на читателя ворох скандалов и катастроф, не имеющих ни предпосылок, ни последствий. По вине новой Четверки Манхэттен объят пламенем? Потушим его приливной волной и больше не будем об этом вспоминать. Группа мстительных хакеров слила в сеть фотографии мисс Диринг? Погрозим пальчиком, попутно нарушив парочку законов, и они больше не будут нас беспокоить.
«ФБ» — это запутанный клубок событий, которые происходят без видимых причин. Многочисленные сюжетные ответвления наполнены никуда не ведущими конфликтами и драматизмом, возникающим на пустом месте. При этом Фрэкшн пытается создать комедию, отчего большая часть диалогов персонажей, которые могли бы глубже раскрыть их образы, обрывается шутками, построенными на эффекте обманутого ожидания. К примеру, в середине серии один из студентов-моллоидов (так называются желтые подслеповатые человечки, служащие Человеку-Кроту) вдруг осознает свою трансгендерность. Это становится полной неожиданностью: основной сюжет вдруг обрывается, и нам показывают компанию моллоидов, один из которых вдруг решил(а) сделать камин-аут. Она произносит длинный монолог об открытии девушки внутри себя, напряжение нагнетается… а потом все просто принимают ее такой, какая она есть, и в последующих сценах моллоидка появляется в платье, хотя остальные студенты носят унифицированные скафандры с номерами, никак не идентифицирующими гендер. Если я правильно понял, этот эпизод задумывался как комедийный. Трансгендерность моллоидки (не уверен, что у этой расы вообще есть понятие гендера) никак не влияет на сюжет, не является основанием для интересных конфликтов или обсуждений гендерной дисфории. Все конфликтные ситуации преподносятся попросту как данность.
Мотивация персонажей практически отсутствует. Ни у кого из главных действующих лиц нет разумных причин находиться в Фонде Будущего: Скотт Лэнг соглашается просто потому, что Рид Ричардс состроил грустное выражение лица; Медуза — от скуки, как и Женщина-Халк. Причина нахождения в команде Дарлы Диринг, прообразом которой стала Кэти Перри, так и осталась для меня загадкой. Немало сомнений вызывает и нахождение в Фонде Будущего детей. Наиболее странным кажется то, что в школу, где учащиеся ежедневно подвергаются смертельной опасности, многих детей любящие родители отдали добровольно. Детям из школы мутантов действительно некуда идти, а вот этим юным гениям были бы рады практически везде. Стоит, однако, признать, что детские персонажи вышли у Фрэкшна чуть лучше взрослых. Хотя сценаристу не удалось всех их раскрыть, дети все-таки наделены индивидуальностью, ведут забавные диалоги и вызывают любопытство у читателя.
Пожалуй, самой противоречивой фигурой серии является Человек-Муравей. Скотт Лэнг находится в депрессии. Незадолго до событий комикса в рамках «Детского Крестового Похода» от рук Доктора Дума погибает дочь Скотта, и он тяжело переживает эту потерю. Но Фрэкшну не хватает пространства, чтобы в полной мере показать его чувства. Занятый шутками про дракона-вуайериста и подвижные ресницы Медузы, он лишь жирными мазками обозначает конфликт Лэнга, а решает его и вовсе в паре коротких диалогов. Сам образ Скотта не каноничен. Характерные для этого персонажа обаяние трикстера и шутки над врагами заменяются пафосными монологами и гамлетовскими переживаниями. При этом Лэнг Фрэкшна — гений тактики и стратегии, талантливый изобретатель, который разбирается в физике частиц Пима лучше создателя. Каким образом обычный электрик добился таких высот мысли — нигде не оговаривается. Фрэкшн делает из Скотта вежливую версию Хэнка Пима и работает с изобретенным им же самим персонажем, игнорируя канон.
Стоит отметить, что последнюю сюжетную арку из трех номеров писал Ли Оллред, брат художника серии. Это было вызвано тем, что Фрэкшн не справлялся со сроками из-за занятости в других проектах. Ли не привнес ничего существенно нового, лишь подвязал сюжетные концы, но именно из-за этого практически весь последний выпуск состоит из ничего не значащих разговоров.
Настало время поговорить о самом художнике. Все 16 выпусков серии проиллюстрированы Майклом Оллредом, известным российскому читателю по комиксу «Серебряный Серфер». Его стиль будет понятен далеко не каждому, хотя постичь причину припухших век и синяков под глазами всех персонажей помогут его собственные фотографии. Как и Хавьер Пулидо, Оллред изображает самого себя в каждом герое.
Рисунки Оллреда экспрессивны и красочны, персонажи и предметы в его изображении приобретают округлость и плавность линий. Оллреду удается изображать струящиеся или нестабильные объекты, такие как волосы Медузы или мир Невозможного Человека. Сильной чертой Майкла, безусловно, является изображение космоса или параллельных реальностей — эпизодов, призванных показать странный и загадочный мир, который окружает главных героев. Однако перечисленные достоинства превращаются в недостатки, когда Оллред берется за бытовые сцены. Создается впечатление, что персонажи, и без того выглядящие потрепанными жизнью, в окружении неровных линий и расплывающихся контуров будто живут в мире хронического похмелья. Сознание все время пытается осмыслить происходящее на страницах, отчего следить за событиями временами бывает достаточно трудно.
У Оллреда есть еще два незначительных недостатка. Во-первых, ему не удается изображать вид Земли из космоса. Справедливости ради стоит сказать, что художник пытается это сделать, но, видимо, оставшись недовольным результатом, в дальнейшем решает вставлять в кадр фотографию со спутника. Во-вторых, Оллред странно и вызывающе рисует женскую грудь. В его иллюстрациях она заострена и, словно полка, нависает над телом. При этом одежда женских персонажей плотно облегает их фигуру, подчеркивая контуры, будто в каждом женском костюме предусмотрены специальные карманы для груди. Учитывая в целом нейтральное отношение к человеческой анатомии (Майкл не нарушает ее, но и не стремится к реализму), акцент на женскую грудь сильно бросается в глаза. И все же, несмотря на эти огрехи, мне симпатичен стиль Оллреда. Именно он во многом спасает неадекватный сценарий Фрэкшна, придавая серии флер легкого опьянения, который помогает относиться к указанным странностям проще.
Серия «ФБ» была прохладно встречена читателями. Хотя поклонники творчества Фрэкшна на форумах хвалили его шутки и работу с детскими персонажами, статистика продаж показывает неутешительные результаты: начиная со 104-й позиции первого выпуска в рейтинге из 1000 наименований, серия быстро скатывалась вниз и к 10-му выпуску оказалась на 999 месте. Серия не смогла привлечь новых читателей и даже отпугнула некоторых преданных поклонников. Мне кажется, в этом виноват не только нелепый сценарий и специфичный рисунок. Читая комикс, я не понимал, что мне хочет сказать автор. Сюжет казался вымученным, а диалоги — клишированными. У меня сложилось впечатление, будто Фрэкшну было неинтересно писать этот ран. Как я уже упоминал в начале, к тому моменту он уже создал немало отличных и весьма разнообразных серий. Когда Мэтт взялся за «ФБ», он уже просто устал писать супергероику.
Я доброжелательный рецензент. Я полагаю, что Мэтт Фрэкшн — талантливый автор, обладающий неповторимым стилем, необычным чувством юмора и нетрадиционным подходом к супергероике. Однако у каждого творца есть в резюме хотя бы одна крупная неудачная работа. Именно ей и стала серия «Фонд Будущего» для Фрэкшна. И я надеюсь, что она будет последней.