На этот раз Уоррен Эллис подкинул нам кубик Рубика из социальных проблем, абсурда и сюрреализма, щедро перемешал цвета и ушел. Пришла пора понять, как все это собрать.
Фантастический мир будущего оказался не слишком отличен в социальном плане от мира нынешнего. Наркотики легализовали, технологии позволили людям прививать ДНК животных на время, электронные импланты стали обыденностью, а специальные машины способны из мусора собирать любые вещи. Прогресс породил множество новых псевдорелигиозных течений, возникающих каждые шесть часов. Зато политика не изменилась, бездомных стало только больше, проституция, злоупотребление властью, коррупция… Кажется человечество ничему не научилось за последние века.
Все это предстоит разгребать журналисту Спайдеру Иерусалиму, вырванному из пятилетнего отшельничества необходимостью выполнять контракт с издательством. Главный герой чертовски харизматичен, даром что наркоман и алкоголик. По прибытии в город сначала лишается всех волос на теле благодаря неверно выбранной программе в душе, а после получает от домашней машины-делателя знаменитые фотоочки – результат попадания галлюциногена в схемы ИИ. Я же предупреждал про абсурд и сюрреализм?
“И тут Остапа понесло”. Следующие десять номеров Эллис будет выдавать истории оскорбительные для верующих, политиков, полиции, молодежи и субкультур. Все это с едким сарказмом и шуточками далеко за гранью фола. Спайдер раскроется с разных сторон и станет проводником читателя в мир Трансметрополитена. Кажется, что серия будет именно такой – освещающей проблемы светом безумия. Но не тут-то было. Автор решает немного прикрутить градус абсурдности и вводить постепенно все более сложные темы для обсуждения.
Да-да, именно обсуждения. Каждая проблема рассматривается с нескольких сторон, отрывки текста колонки Спайдера о городе, озаглавленной “Я ненавижу быть здесь” становятся еще одним инструментом повествования. Страницы будто источают злобу героя, за счет чего ей проникается и читатель. Казалось бы, стоит отложить в сторону книгу и выйти подышать свежим воздухом, но выходя невольно вглядываешься в толпу и пытаешься найти десять отличий от комикса. Хорошо если получается…
За рисунок отвечают Дэрик Робертсон и Рудни Рамос, за цвет – Натан Эйринг. Читая приходится делать скидку на время написания – 1997 год. Стиль рисования прямиком оттуда и он не отталкивает, просто есть работы лучше. К цвету претензий нет вовсе – цвета кислотные и палитра разнообразная. Правда стоит учитывать качество печати тех лет.
Сюжет мрачнеет и это только идет ему на пользу. Безудержное веселье приедается, а вот разбавленное сдержанной мрачностью и реалистичностью поднимаемых проблем способно удержать читателя намного дольше. При этом не какие-то новые, ранее не изведанные области социологии. О религии и церкви не писал только ленивый (из сатирического и легкого для прочтения стоит выделить “Мелкие боги” Пратчетта), а общество потребления так и вообще тема избитая (“Хищные вещи века” Стругацких как отдаленно похожий мир). Новизна заключается в подаче. Конечно же все строится на аллюзиях и гиперболе, что может отвлечь от главного, но тут уж остается только уповать на добросовестного читателя. Уоррен Эллис создал антиутопию и показал чего делать не надо. Ханжам, детям и людям с нестабильной психикой строго не рекомендуется. Не потому что не поймут, а потому, что поймут неправильно. Уж слишком много отвлекающих факторов. Для остальных это прекрасный образчик того сорта литературы, который, ловко маскируясь под бульварный роман, способен наводить на мысли поинтереснее иного классического и общепризнанного произведения.