Она всегда рядом. Она постоянно за спиной. Она темна даже в самый светлый день. Ее не схватить и не прогнать. Она — тень. Именно этот образ выбрали французские авторы, сценаристка Северин Готье и художник Клеман Лефевр, для олицетворения страха в графической работе «Эпифания. Девочка, которая боялась своей тени».
Комикс начинается сразу с действия, без вступления и экспозиции. Главная героиня по имени Эпифания спасается от загадочного существа, напоминающего ожившую черную кляксу гигантских размеров с головой Беззубика из анимационного фильма «Как приручить дракона». Удивительный монстр — это Тень, которая пугает девочку и от которой она мечтает избавиться почти всю свою жизнь. Извилистая лесная тропа приводит восьмилетнего ребенка к отдельно стоящему домику, и с этого момента начинаются невероятные приключения.
Комикс представляет собой сказку с линейным сюжетом. Эпифания, путешествуя по фантастическому миру, перемещается от персонажа к персонажу, пытаясь найти способ избавиться от своего страха. Перед нашими глазами проходит череда колоритных, порой весьма гротескных героев, которые вполне органично смотрелись бы на страницах «Алисы в Стране чудес». Встречаясь с каждым из них, девочка учится понимать себя и свою фобию и переживает настоящую трансформацию из слабого пугливого ребенка в уверенную в себе личность, способную контролировать собственные чувства и эмоции.
Принимаясь за чтение «Эпифании», важно понимать, что перед вами произведение сугубо прикладного характера. Авторы поставили перед собой одну цель — рассказать детям о страхе и способах борьбы с ним, и полностью сосредоточились на ее выполнении, отбросив практически все остальное. Жертвами такого подхода, как можно было ожидать, стали в первую очередь действующие лица: несмотря на яркий внешний вид, они являются лишь персонажами-функциями без прошлого и будущего. Увы, ни о раскрытии вселенной, ни о неожиданных поворотах говорить тоже не приходится.
К счастью, Северин Готье уверенно справилась с основной задачей, убедительно показав преображение Эпифании и сущность фобий, однако есть и неоднозначные нюансы. Проблематика произведения, несомненно, важна и актуальна, но остаются вопросы, касающиеся целевой аудитории. Сценаристка не опускается до грубой прямолинейности, доносит главный посыл иносказательно и образно, поэтому совсем юные читатели могут не понять сути, в то время как для подростков и взрослых история будет излишне простой.
Читателей всех возрастов может привлечь визуальная составляющая, так как рисунок Клемана Лефевра ультимативно прекрасен. Стараниями художника перед нами предстает потрясающий мрачный, гротескный, населенный удивительными существами мир, от созерцания которого непросто оторваться. Комикс будто бы погружает вас в беспокойный сон, завораживающий и пугающий одновременно. Нельзя не отметить интересный прием: некоторые развороты стилизованы под настольную игру-бродилку — красивый и очень уместный ход для детского приключения.
В целом комикс оставил неоднозначное впечатление. Это, безусловно, качественная и красивая работа, но порекомендовать ее могу только любителям стильного, атмосферного рисунка и детям, для которых проблемы страхов актуальны в жизни, — слишком узкоспециализированной получилась «Эпифания».
© А. Разинов