Чем больше я изучаю комиксы, тем сильнее чувствую досаду от того, что их не читают на уроках литературы. У меня есть немало вопросов к списку книг, одобренному для преподавания в школе, ведь многие из них подросткам читать рано — они ничего не понимают и от этого лишь обретают стойкое неприятие классической литературы. Я понимаю, что взрослые пользуются тем коротким моментом, пока у них есть власть над подрастающим поколением, и пытаются дать им все то, что, как они считают, эти дети, став взрослыми, никогда не откроют и не захотят прочесть. Стремление благородное, но итог плачевный: мы отбиваем всякое желание читать то, что достойно внимания.
Вместо этого, как мне кажется, нужно предлагать подросткам книги о важных вещах, которые стоит усвоить очень рано. Не так давно Юрий уже высказал мнение, что существует целый ряд комиксов, которые необходимо дать каждому шестнадцатилетнему, чтобы он усвоил жесткие истины о том, чем же на самом деле является война. Прививка от жестокости и романтизации бойни. Я хотел бы добавить в эту стопку книгу иранского автора Маржан Сатрапи «Персеполис».
Это автобиографический комикс, в котором Маржан рассказывает о двадцати годах своей жизни, оказавшихся богатыми на события. Ей предстояло увидеть недовольство народа политикой шаха, исламскую революцию и войну Ирака с Ираном. Ее друзья спешно покидали страну, шли на войну или погибали под завалами во время бомбежки. Позже Маржан сама отправится на четыре года в Австрию, а затем, почувствовав разницу между странами, снова возвратится на родину.
Я не большой поклонник автобиографических произведений потому, что нередко они — некая исповедь, воспоминание, которое не несет никакой иной цели, кроме как рассказать свою историю. Часто еще и сама история не отличается уникальностью. В случае с «Персеполисом» читатель становится зрителем постепенного взросления довольно необычного ребенка в условиях войны, который мечтает стать пророком и читает философские опусы. Причем Маржан не хотела пассивно переживать потрясения своей страны, она уже в детстве рвалась маршировать с демонстрантами и кричать на улицах о свободе.
«Персеполис» — это хроника, потому каждый читатель может найти в нем для себя уроки и мысли, которые необходимо обдумать. Например, я увидел в книге предупреждение всякому, кто требует кровавой революции. Родители Маржан были уверены, что захват власти фундаменталистами — событие временное. Просто ислам оказался лучшим средством объединения народа на тот момент, дальше же ожидалось, что эта стадия пройдет и Иран придет к демократии, однако фундаменталисты не стали отдавать власть и уничтожили тех, кто им помог эту власть обрести. Мне это сильно напомнило большевиков и образование СССР, когда людям многое обещали, а позже использовали их как рабочий скот и уничтожали тех, кто помогал в Гражданской войне.
Еще одна интересная мысль родилась уже у повзрослевшей Маржан. Она поняла, что бесконечные требования к внешнему виду нужны совсем не для соблюдения норм шариата, а для того, чтобы люди, в постоянном страхе задаваясь вопросами: «Правильно ли повязан платок? Нужной ли длины юбка? Не выбилась ли прядь?», никогда не задумывались: «Хороша ли моя жизнь? Почему я слушаю эту жестокую власть? Не пора ли что-то менять?» Весьма актуально в мире, где приходится дважды подумать прежде, чем поставить какому-нибудь посту лайк.
Что же касается визуального стиля Маржан, то он прост. Минимум деталей, палитра ограничена черным и белым, на необычный подход к панелям надеяться тоже не приходится. Это что-то вроде личного дневника с иллюстрациями, сделанными на полях, потому и стиль соответствующий.
«Персеполис» напоминает «Палестину» Джо Сакко. Те же разговоры о пытках, рассказы об ужасах войны, а также множество ярких деталей вроде пластмассового ключика, который давали тринадцатилетним мальчикам, отправляющимся на войну с Ираком. Им обещали, что это ключ от рая. В отличие от журналистских комиксов Сакко, «Персеполис» написан непосредственным участником событий, потому, кроме описания творящегося ужаса, есть в нем и довольно много личных и интимных деталей, что добавляет капельку комикса «Мой секс».
В целом это искренняя работа, с помощью которой автор хотел поделиться своей историей и предупредить людей о том, что стоит опасаться своих желаний, ведь они могут исполниться совсем не так, как мы рассчитывали. Именно это предупреждение побуждает меня доложить «Персеполис» в стопку книг, в которой уже лежат «Босоногий Гэн», «Маус» и «Дан приказ умереть!».
© Винсент Гуль