Я обещал проанализировать серию, следующую за «Совершенным Человеком-Пауком» и держу свое слово. Сегодня расскажу о третьей (правильнее было бы говорить — четвертой*) главе в истории Удивительного Человека-Паука.
Главное предназначение этой серии — создать фундамент для события «Паучьи миры». Потому первые шесть номеров не содержат жизненно важных сюжетных поворотов, их единственная цель — расставить фигуры на доске. Питер Паркер вернулся в собственное тело, но остался доктором наук и руководителем «Паркер Индастриз». В этом ему помогает Анна-Мария Маркони, с которой он умудрился остаться друзьями. Анна-Мария пытается внушить Паркеру, что нужно ответственнее относиться к новому статусу главы компании и перестать срываться на любое сообщение о пожаре. Она выступает голосом разума и транслирует идею о том, что Отто в своих методах в чем-то был прав.
Параллельно Слотт выводит на первый план Черную Кошку, воровку, с которой Совершенный обошелся жестоко и пренебрежительно. Он делает ее главной злодейкой серии, если не считать Наследников, которые появляются позднее. Переполненная жаждой мести, Фелиция Харди решает стать преступной королевой и уничтожить Паука. Кроме того, в рамках события «Первородный Грех» Слотт вводит в повествование Шелк, девушку, которую укусил тот же паук, что и Питера. Дэн явно делал на нее большие ставки, однако читателям Шелк не понравилась, поэтому сейчас героиня отодвинута на задворки комикс-вселенной.
С седьмого выпуска разворачивается событие «Паучьи миры» и продолжается почти до конца серии. Дэн Слотт ведет захватывающее повествование, умело жонглируя грустными, смешными и боевыми сценами, качая читателя на эмоциональных качелях. В сегодняшней рецензии я не хочу давать оценку «Паучьим мирам» хотя бы потому, что в этом событии задействовано множество серий и судить о нем по одной из них некорректно. Поэтому я сконцентрируюсь на развитии и эволюции характера Питера Паркера.
Под давлением поклонников, не принявших Отто Октавиуса под личиной Питера Паркера, и издательства, желающего подзаработать на выходящем в то время фильме с Эндрю Гарфилдом в главной роли, Дэн Слотт возрождает оригинального «Дружелюбного Соседа». Приступая к написанию серии, он понимал, что закончит ее на 801 выпуске. Его план на 100 номеров, которые должны были быть закончены в течение четырех лет, начинается здесь, именно поэтому серия получилась стройной и последовательной.
Начало, правда, вышло не слишком приятным для читателя. Слотт любил созданных им персонажей и был обижен тем, что пришлось отказаться от своих идей. Это хорошо заметно в первых номерах серии, где заявленный на обложке герой едва виден за фигурами других персонажей. Особенно сильно затмевают Паркера женские персонажи, о которых я уже говорил. Саркастичные, умные, активные и самостоятельные, они крадут все сцены, в которых появляются. Но в те редкие моменты, когда внимание читателя сконцентрировано на Пауке, он ужасно раздражает. 29-летний доктор наук и глава компании передовых научных разработок при первой же возможности надевает костюм и бежит сражаться с преступниками. Инфантильность Питера и его наплевательское отношение к близким еще никогда настолько не бросались в глаза. Слотт явно мстит и редакторам, и поклонникам, в пассивно-агрессивной манере показывая никчемность их героя, его несостоятельность и неспособность принимать верные решения.
Однако постепенно Паркер начинает осознавать тяжесть возложенной на него ноши, по сравнению с которой стычки с бандитами — просто детский сад. Несмотря на то что его лидерские навыки поначалу были не развиты, в «Паучьих мирах» он берет на себя ответственность за спасение всех Пауков Мультивселенной и в какой-то момент начинает весьма эффективно ими управлять. В отличие от Отто, Паркер прислушивается к идеям подчиненных и не собирается делить задачи на «важные» и «не важные». Его инфантильность в «человеческой» стороне жизни компенсирована гиперответственностью в «героической». Он наконец признает, что не должен успевать везде. Шаг за шагом Паркер учится доверять другим, делегировать полномочия и перераспределять задачи. Именно этого пути развития я жду от персонажа, возраст которого почти дошел до отметки 30 и на плечах которого лежит груз ожиданий его подчиненных. Человек-Паук выходит на новый уровень взаимоотношений с миром. В «Паучьих мирах» Дэн закладывает фундамент мифологии персонажа, на котором в дальнейшем будет строить последнюю серию об этом герое.
Пришла пора поговорить о рисунке. За художественную составляющую отвечали три художника: Умберто Рамос, один из любимых мастеров Слотта, мой любимец Джузеппе Камунколи и Оливер Куапель, который может быть знаком читателям по серии «День М».
Первые шесть и последние три выпуска серии иллюстрирует Умберто Рамос. Поначалу его рисунок невероятно прекрасен: герои симпатичны и милы, экшен-сцены динамичны, композиция кадра не дает заскучать. Традиционные проблемы стиля остаются, но Рамос старается улучшить технику, оставаясь в его рамках. При этом некоторые приемы — в частности, манеру рисования лиц — Рамос, видимо, подсмотрел у Камунколи, вместе с которым работал до этого над «Совершенным». Особенно хороши сцены боя, наполненные светом, цветом и экспрессией. Если вам не нравился рисунок Умберто, то советую дать ему еще один шанс. К концу серии качество его работы, однако, снижается. Криминальных ляпов художник не допускает, но былой огонь и интерес к рисунку уже не чувствуются. Это может быть связано с тем, что параллельно Рамос участвовал в других проектах, готовясь к «Секретным войнам».
Манеру рисования Джузеппе Камунколи я обожаю. Эксперименты с панелями, анатомически верный рисунок, изящные выражения лиц — стиль Джузеппе эстетичен и живописен. Сильной стороной Камунколи является способность придавать рисунку динамичность. Позы, жесты, мимика героев очень выразительны, благодаря чему кажется, будто картинки вот-вот оживут. К недочетам, пожалуй, можно отнести непонимание того, как в перспективе рисовать гигантских персонажей. Мисс Марвел (Камала Хан) в исполнении Камунколи выглядит нелепо, по-мультяшному, имеет огромные конечности и маленькую голову.
Основную арку Питера в «Паучьих мирах» иллюстрирует Оливер Куапель. Его рисунок отличается объемностью, множеством штрихов, грамотной работой с тенями, отличной проработкой деталей и реалистичной анатомией тел. Художник справляется со сложной задачей — нарисовать персонажей так, чтобы читатель не запутался в бесконечном калейдоскопе Пауков. Наиболее удачно Оливеру удается изображать лица. Живые и подвижные, они нарисованы столь выразительно, что без труда отличаешь Питера Паркера от его клона Каина или Отто в его теле. К слову, Оливеру удается не только демонстрировать своеобразие собственной манеры, но и точно стилизовать рисунок под альтернативные реальности мультфильмов и фильмов. Однако сильнее привлекают иллюстрации, выполненные в оригинальном стиле художника. Мягкие, полнотелые, сексуальные — я влюбился в них с первой страницы.
Поклонники очень соскучились по старому доброму Питеру Паркеру. Первый выпуск «Удивительного Человека-Паука стал самым продаваемым комиксом десятилетия, разошелся тиражом 560 тыс. копий (а в следующем году издательство осуществило допечатку, так что суммарный тираж составил более 800 тыс. экземпляров), вдвое обогнав «Смерть Росомахи» и втрое — «Богиню Грома». И это при том, что комикс был толще и, соответственно, дороже обычного — 6$ против 4$. Потом продажи значительно упали, но все равно держались в среднем на уровне 115 тыс. копий каждого выпуска, оставаясь в топ-50 продаж за 2014 год. Лишь в следующем году линейка была вытеснена космически популярной серией «Звездные Войны» от Аарона и Кесады и глобальным событием «Секретные войны».
И все же читатели остались недовольны. Они обвиняли Слота в отсутствии стиля и чувства юмора, в том, что он не пишет сценарий, а «придумывает трюки», чтобы их, поклонников, завлечь. Популярная претензия заключалась в следующем: Слотт показывает несостоятельность Питера как супергероя, при этом уделяя внимание его бизнесу, ориентируя серию на взрослые проблемы. Поклонники, читавшие «Паучка» с самого начала или с момента прихода в серию Джерри Конвея, вспоминали «старые добрые деньки», когда Паркер был беззаботным школьником и студентом, всюду опаздывал, бил злодейские морды своих мутировавших знакомых и действительно был похож на вашего дружелюбного соседа. Теперь же, в ране Слотта, говорили читатели, Паркер стал некомпетентным неудачником: он скучен, ходит на работу, договаривается с инвесторами. Где его былая беззаботность?
При создании этой серии Дэн Слотт впервые решил не прислушиваться к поклонникам. Он устал от непоследовательности и разочаровался в неспособности аудитории принять творческие эксперименты. Далее он стал писать «Паука» так, как ему казалось правильным. Что у него получилось в финальной серии — я обязательно расскажу, когда представится возможность.
В рецензии на серию «Совершенный Человек-Паук» я утверждал, что следующая за ней возрожденная линейка «Удивительный Человек-Паук» была «неплохой, но противоречивой». Сейчас, после внимательного анализа, я могу сказать, что серия лучше «Совершенного Человека-Паука» во многих отношениях, имеет четко выстроенное направление и с точки зрения сценария и сюжета является вполне качественной. На эту линейку пришлось глобальное событие «Первородный Грех», а большую ее часть занимают «Паучьи миры». Все это вывело серию в лидеры продаж, однако многие читатели так и не простили Дэну Слотту его эксперименты и продолжали негативно отзываться об «Удивительном». Именно поэтому серию позволительно назвать противоречивой, хотя мне она определенно нравится.
*Официально серия «The Amazing Spider-Man» (2014-2015 гг.) считается Vol. 3. Однако выпуски с 500 по 700, идущие после Vol. 2, приписываются к Vol. 1. Это связано с махинациями издательства — сбросом нумерации в начале 2000-х. Однако, на мой взгляд, считать, что 200 выпусков, на которые приходится часть рана М. Стражински и большая доля рана Д. Слотта, являются «Главой один с половиной», просто нелепо. Поэтому я называю серию 2014 года Главой 4.
© Д. Коробенков