Большая двойка — так принято называть Marvel и DC, крупнейшие издательства комиксов в США и, вероятно, в мире (особенно если не брать в расчет сегмент манги). Они существуют уже больше 50 лет, имеют устойчивую фанбазу и огромное влияние. Они создают собственные вселенные, и каждый выходящий комикс становится их частью. Они принадлежат крупным корпорациям и ориентированы на прибыль. Все это делает Большую двойку малоподходящим местом для искреннего творчества.
А Пол Дженкинс как раз творец. Он гораздо больше увлечен изучением характера персонажа, чем описанием сражений и фантастических приключений. Из-под его пера вышла серия «Часовой» о суперменоподобном персонаже, главным врагом которого является темная сторона его личности. В одном из интервью Дженкинс признался, что если бы он взялся писать серию о Флэше, то в ней герой сразу сломал бы ногу. Однако, отметил Пол, ему никогда не позволили бы написать ничего подобного, потому что в современных комиксах Большой двойки персонаж присутствует одновременно во множестве серий и соблюдение правил вселенной имеет большее значение, чем писательский замысел.
Так, конечно же, было не всегда. В конце 90-х и начале нулевых, когда комикс-индустрия Америки с трудом выбиралась из кризиса, в который сама себя загнала, издательствам нужны были творцы с собственным видением, способные привлечь новых читателей. Именно в это время Джо Кесада, занимавший должность главного редактора Marvel, решил поручить Полу очень сложную задачу — написать историю происхождения Росомахи, популярного персонажа, получившего культовое значение после выхода фильма «Люди Икс» в 2000 году.
Сложность состояла в том, что Росомаха с самого начала был лишен прошлого. Брутального и свирепого героя со звериными повадками ввели для того, чтобы подчеркнуть контраст с «цивилизованными» Иксами. Его прошлое всегда было окутано таинственными мраком, как и настоящее имя. И все же Кесада, рискуя вызвать гнев поклонников, решил, что происхождение Росомахи должно быть показано в комиксах прежде, чем за эту идею ухватятся сценаристы киностудии Fox. Дженкинсу была предоставлена большая творческая свобода, и в результате читатели получили крайне необычную супергеройскую серию.
«Росомаха. Начало» — история взросления Джеймса Хоулетта, который из тщедушного аллергика постепенно превращается в сильного и благородного мужчину. Действие разворачивается в конце XIX века, и само повествование стилизовано под романы викторианской эпохи. За происходящим мы следим глазами Роуз, сироты, которую в 12 лет пригласили поселиться у Хоулеттов в качестве компаньона для растущего в доме мальчика. Роуз ведет дневник, раскрывающий перед нами трагическую историю юного Джеймса, который одновременно лишается и родителей, и дома, и своей принадлежности к человеческому виду. К сожалению, рядом с мальчиком не оказалось доброжелателя в инвалидном кресле, который смог бы объяснить ему, что происходит. Психологическая травма становится для подростка настолько мучительной, что регенерирующий организм блокирует почти все детские воспоминания. При помощи Роуз подросток оказывается на далекой от цивилизации каменоломне, где растет и матереет, пытаясь примирить человеческую и звериную стороны себя.
Дженкинс не просто показывает происхождение традиционных для персонажа элементов — имени «Логан», любимого словечка «браток», особой связи с волками, — а убедительно демонстрирует развитие психологической травмы, нанесенной в детстве, и ее последствия. При этом он не скатывается в обычный для таких историй психоанализ. Пол уделяет внимание тому, как Логан снова и снова возвращается к осознанию собственной идентичности, формирует свое мировоззрение, кует характер, проходя через множество травмирующих событий.
В своей работе Дженкинс сильно опирается на рисунок, дающий читателю подсказки там, где сценарий загадочно молчит. Энди Куберт, который может быть знаком читателям по серии «Marvel 1602», оказался идеальной кандидатурой на роль художника серии. Его иллюстрации напоминают работы мастеров викторианской эпохи, отсылая читателя к творчеству Джона Тенниела и Льюиса Кэрролла. Линии в его рисунках мягки и плавны, а мимические морщины на лицах персонажей сглажены, что позволяет ярче выделить крупные рты и выразительные глаза. При изображении тел персонажей Куберт старательно соблюдает анатомические особенности. Так, молодой Логан в его исполнении напоминает иллюстрацию из анатомического атласа. Но при этом пропорции в рисунке слегка нарушены выгнутой перспективой. Все это создает ощущение, что читаешь комикс, найденный в архиве произведений викторианской эпохи.
Обычно я не упоминаю о работе колориста, по умолчанию объединяя ее с работой художника, но в этом комиксе вклад колориста Ричарда Айзанова значителен. Для покраски рисунков Куберта он использует акварельные краски всех цветов радуги, поверх которых наносит брызги кисточкой. Эти капли, часто кроваво-красные, создают ощущение тревоги и напряжения даже в самых мирных сценах. При этом саму кровь Айзанов всегда красит черным или темно-бурым, чтобы она не бросалась в глаза. «Росомаха: Начало» — это психологическая драма, а не подростковый слэшер, потому излишняя кровавость комиксу ни к чему. Айзанов также является художником обложек серии, и в этом качестве раскрывает весь свой талант. Монохромные, выполненные будто на холсте, они идеально передают настроение каждой главы и истории в целом.
Серия, вызывавшая опасения у самих авторов, была очень тепло встречена читателями. Она вошла в топ-10 по продажам как 2001 (в конце которого вышли первые три выпуска), так и 2002 года. Причем ее популярность возрастала с каждым новым номером. Поклонники оценили и изящный рисунок, и бережное отношение к персонажу, и то, что сценарист не пытался перекроить его под себя и создать новый канон. Коллеги и критики к комиксу также отнеслись доброжелательно: например, автор серии «Росомаха. Нуар» явно вдохновлялся этой работой.
Красивая и психологичная, серия мне очень понравилась и вошла в число любимых книг. На русском языке она выпущена издательством «Комильфо» в 2017 году. Я горячо рекомендую ознакомиться с ней и приобрести себе в коллекцию.
© Д. Коробенков