За последние десять тысяч лет в копилке истории набралось немало сюжетов, которые продолжают будоражить фантазию творцов, заставляя создавать собственные интерпретации событий. Битва при Фермопилах, несомненно, относится к этой категории.
Фрэнка Миллера этот сюжет волновал давно — упоминание о спартанцах можно увидеть еще в «Городе грехов». К 1998 году культовый автор решился подарить миру собственную интерпретацию известной истории. Как признается сам Миллер, вдохновением для него послужил художественный фильм 1962 года, рассказывающий о противостоянии горстки греков и бесчисленной армии персов.
Что же у Фрэнка получилось? Пожалуй, смесь эпоса и пафосных нуарных монологов. Надо признать, текст в комиксе играет главенствующую роль, а концентрация пафоса в тексте поистине велика. Спартанцы предстают перед нами боевыми машинами, в жизни которых нет ничего, кроме войны и служения Родине. Они — ожившие монументы, олицетворяющие доблесть, отвагу, верность и непреклонность. «300» — это ода мужеству, от чтения которой в огромных количествах начинает вырабатываться тестостерон, а борода пробивается даже у трехлетнего ребенка, независимо от пола.
Кардинальных изменений в сюжет Миллер не вносил. Не ударялся он и в подробности, ограничившись иллюстрацией самых важных моментов вроде плана Леонида, предательства Эфиальта и непосредственно сражений, которые и составляют основную часть комикса.
Многие раскритиковали «300» за историческую недостоверность. Спартанцы в комиксе осуждают мужеложство афинян, хотя в действительности сами заходили в мужской дружбе слишком глубоко. Критике подвергся и внешний вид воинов, ведь спартанцы не сражались полуобнаженными, однако Миллер парировал тем, что на античных вазах солдаты часто изображались обнаженными, потому он и выбрал именно такой вид.
Визуальная часть комикса выглядит довольно необычно, потому что большинство панелей занимают сразу две страницы. Много панорамных кадров. Выполнено все в знакомом грубоватом стиле Миллера. Увы, при большом количестве воинов на развороте Фрэнк не особо утруждался в проработке деталей. Однако в целом его графика вкупе с работой колориста Линн Варли выглядит неплохо.
Что касается посыла произведения, то в нем, кажется, сам автор запутался. По словам Леонида, спартанцы отстаивали последний очаг свободы и демократии в античном мире. Однако в самом начале он же упоминает о том, что в Греции хватает рабов. Возникает диссонанс: Ксерксу в вину ставят то, что он царь рабов, однако тему рабства у греков Миллер задевает исключительно по касательной. Иначе вышло бы, что между воюющими сторонами нашлось бы много общего. Но это уже тема для другого комикса — «Три».
В целом Миллер создал оду патриотизму, показал, что есть огромная разница между отношением свободных людей и рабов. Биться за свою землю всегда легче, потому что это твое, а когда ты отстаиваешь интересы господина, которому, если выживешь, ты еще должен будешь отдавать плату за право жить, желание биться до последней капли крови заметно уменьшается.
У Миллера вышел неплохой комикс. Возможно, автор переборщил с пафосом, но, на мой взгляд, здесь он уместен. Будь мы древними греками, «300» мог стать отличной агиткой во время войны с персами. Ждать достоверности не стоит. Искать неточности и грубые фактические ошибки — глупо. Комикс совсем не об истории. Он об отваге и мужественности. «300» — напоминание о том, что значит быть мужчиной, и это напоминание совсем не лишнее в эпоху «соевых мальчиков».
© Юлий Гуль