Капитан Распутин находит двух попавших в кораблекрушение детей богатого папаши, способного отсыпать немало звонких монет за возвращение отпрысков. Однако удача отворачивается от алчного капитана, когда следом команда спасает Корто Мальтезе — парня с таинственным прошлым и ставленника загадочного Монаха, на которого работает сам Распутин. У Корто свои понятия о чести. Так, он предлагает ограбить корабль англичан, чтобы продать груз немцам, но всеми силами защищает плененных детей от капитана и команды.
Действие происходит перед началом Первой мировой войны, о чем свидетельствуют не только внешние атрибуты, но и расстановка сил. Германия обустраивает базы на море, пользуясь услугами пиратов. Шпаги и сабли уступили место огнестрельному оружию. В воздухе витает предчувствие надвигающейся войны, и люди с гибкими моральными принципами уже готовы заработать на ней денег.
Уго Пратт с первых страниц погружает читателя в водоворот событий. «Погружает с первых страниц» — фраза расхожая, но в данном случае русскоязычное издание встречает двумя интересными элементами: картой местности и псевдодокументальным письмом о передаче материалов, связанных с Корто Мальтезе, некоему Уго Пратту. Письмо настолько ловко сочинено, что поначалу я даже поверил в его реальность.
Сам комикс — образец приключенческой повести без доли фантастики. Так сейчас воспринимаются «20 000 лье под водой» и «Одиссея капитана Блада». С последним романом комикс роднит тематика моря и пиратства. Собственно, положительные и отрицательные стороны комикса связаны с выбранным жанром.
«Корто Мальтезе» обладает редким духом авантюризма старой школы. Фактически прямых конкурентов в русскоязычном сегменте комиксов у него нет. Ближе всего по духу «Валериан», однако научно-фантастическая направленность и более глобальная проблематика разделяют его аудиторию и аудиторию «Корто Мальтезе».
В комиксе довольно много текста и не меньше действия. Причем действия разного рода: погони на воде и суше, перестрелки, бои на кораблях. Уго Пратт выжимает максимум из жанра и антуража. Чего нельзя сказать о героях. Сам Корто обаятелен, но словно клиширован. Сейчас таких персонажей принято называть «bad ass», а то и «антигерой». У Корто явно есть понятия о чести, но это нечто вроде кодекса ведьмака, которым Геральт отмахивался от излишне наседающих баронов и кнехтов. Отсутствие прошлого смазывает восприятие мотивов. Как будто оказываешься перед картиной абстракциониста и, несмотря на полное непонимание происходящего, осознаешь, что в душе она тебе нравится.
Распутин клиширован еще больше, чем главный герой. Фамилия недвусмысленно говорит о том, с кого был списан персонаж. Не то чтобы это был какой-то особенный злодей. Его и злодеем толком не назовешь — обычный жаждущий наживы делец, который не чурается крови. У него вообще нет принципов, а мотивы просты как три копейки — заработать как можно больше.
С другой стороны, так ли важно приключенческому роману иметь хорошо прописанных персонажей? Скорее они должны вызывать определенные эмоции, в том числе своим видом, на чем и играет комикс как медиа. Если для создания атмосферы и эмоциональной вовлеченности читателя в происходящее хватает лишь нескольких общих штрихов, так тому и быть.
Недостатки кроются в отношении читателя к жанру. Если из кораблей вы предпочитаете космические, а из Стивенсонов скорее выберете Нила, то «Корто Мальтезе» не для вас. Попросту заскучаете от обилия текста, вялых погонь на досветовой скорости и архаичного окружения.
С рисунком связано несколько нюансов. На русском языке «Корто Мальтезе» выпущен в двух изданиях — черно-белом и цветном. Восприятие каждого из них несколько отличается, потому читателю предстоит самому решить, какое ему больше по душе. У меня на полке стоят оба — для коллекции, но если бы пришлось выбирать, оставил бы цветное. В данном случае цвет позволяет использовать дополнительные изобразительные средства, что улучшает восприятие происходящего.
В остальном это хорошая художественная работа. Условно реалистичная, с характерными для того времени приемами в рисовании. «Корто Мальтезе» понравится тем, кто до дыр зачитал «Капитана Блада», раз в месяц пересматривает первые фильмы про Индиану Джонса, а то и «Роман с камнем». Если вы относитесь к этой категории, то комикс станет для вас глотком свежего воздуха, так как, оставаясь в жанровых рамках, Уго Пратт использует изобразительно-выразительные средства последовательного искусства. Тем же, кому жанр приключенческого романа не близок, лучше от покупки воздержаться — все недостатки автор тоже любовно сохранил.
© Ю. Гламаздо