Экранизация миллеровского комикса «300» в свое время вызвала волну интереса к культуре Спарты. Большинство зрителей не усомнилось в правдивости истории, рассказанной авторами, но нашлись и те, кто полез в энциклопедии и монографии, чтобы побольше узнать о системе агогэ или укладе жизни героев с экрана. И их ожидало немало сюрпризов: вместо самоотверженных героев, до последнего вздоха защищающих свободную Грецию, изыскатель сталкивается с народом, стоявшим на плечах многочисленных илотов, этакой помеси рабов и крепостных.
Избежать экспедиции в местную библиотеку возможно, ведь Кирон Гиллен в 2013 году начал серию, которая должна была стать глотком отрезвляющей реальности для тех, кто обожает работу Миллера. Во многом комикс Кирона — это зеркальное отражение «300», что заметно уже по названию — «Трое». В отличие от Миллера, вдохновением которому послужила не оригинальная история, а ее голливудская интерпретация, Гиллен подошел к делу обстоятельнее и привлек к работе человека, имеющего ученую степень в области истории, — профессора С. Ходкинсона. Так что за достоверность большинства деталей переживать не приходится.
Комикс повествует о судьбе трех илотов, которые вырезали целый отряд спартанских воинов да еще и убили эфора. Им остается сделать лишь один выбор: отправиться либо в аид, либо в земли свободных людей. Выбирают они второе, но добраться до желанного города непросто, ведь их преследует отряд из трехсот спартанцев, возглавляемый царем. То есть Гиллен повторяет классический сюжет, только на этот раз три сотни воинов противостоят всего трем рабам. При этом в истории есть и предательство, и бой в узком скалистом проходе. А в финале комикса Кирона куда больше оптимизма, чем в заключительных эпизодах «300» Миллера.
Лично мне знакомство с комиксом «Трое» напомнило другой эпизод из моей жизни: насмотревшись фильмов о благородстве японских самураев, я принялся изучать исторические очерки. И нарисованная в моем воображении картина оказалась весьма далекой от реалий жизни воинов Страны восходящего солнца. Примерно то же может ощутить человек, влюбившийся в атлетов из миллеровского комикса. Спартанцы Гиллена — это люди, позабывшие старые законы и готовые решиться на бесчестную уловку ради спокойствия народа и сохранения видимости былых принципов.
Рисунок, как и сценарий, хорош. Художнику удается в нужных местах создавать динамику или, наоборот, показывать неспешное течение действия, а в иных эпизодах он не боится в красках показывать жестокость и кровь. Важным отличием «Трех» от «300» является наличие в команде авторов консультанта по истории, который всегда подскажет, как на самом деле должны выглядеть спартанские доспехи или постройки. Стиль рисунка в целом приятен.
«Трое» — ответ на культовое произведение Миллера. Вроде комментария к статье, в котором читатель хочет показать, как нужно было сделать. При этом комментарий отлично написан и талантливо нарисован. Если же абстрагироваться от темы ответов на вопросы, которые не задавались, то лично я увидел в комиксе политический подтекст. Все та же тема: благосостояние одних ценой жизни и ущемления других. И, конечно же, всегда есть те, кто, несмотря на свое рабское положение, всем доволен и ничего не хочет менять просто потому, что смог найти свое место в системе.
Гиллен использовал тот же фундамент, что и Миллер, но вместо грандиозной оды мужественности и самоотверженности создал историю о жизни самых обычных людей. Спартанцы здесь не полубоги, способные выиграть войну малочисленным отрядом, а простые люди, которые боятся, сомневаются, злятся и совершают бесчестные поступки ради достижения эгоистичных целей. Напоминает Кирон и о том, что в тени любого грандиозного события всегда скрываются сотни и тысячи тех, кто обеспечил его успех, но так и остался неназванным, лишенным всяческих почестей.
Комикс «Трое» не стремится вызвать восторг у читателя, в отличие от «300». Эта история куда реалистичнее и содержит немало пищи для размышлений о нашей сегодняшней жизни.
© Юлий Гуль