Я не люблю хорроры. Легко проникаюсь их атмосферой, пугаюсь каждого шороха и после не могу уснуть ночью. Однако комикс «Загробная жизнь с Арчи» мне понравился.
Идея рассказать историю о зомби-апокалипсисе в декорациях мирного городка Ривердейла пришла руководителю издательства Джонатану Голдвотеру и его креативному директору Роберто Агирре-Сакаса после успеха вариантной обложки к 23 выпуску серии «Жизнь с Арчи». На ней Арчи отшатывается от превратившихся в зомби друзей. Эта рискованная идея оправдала себя благодаря сильному контрасту между подростково-романтической направленностью издательства Archie Comics и мрачной атмосферой зомби-хоррора. Но для создания качественного комикса одного интересного концепта недостаточно, нужен еще и сюжет.
История начинается с того, что на пороге дома юной ведьмы Сабрины Спелмен появляется Джагхед, который принес любимого пса Хот-Дога, сбитого машиной. К сожалению, магия ведьм не смогла помочь, пес был уже мертв. Однако Сабрина соглашается провести запретный ритуал оживления мертвых, и он проходит успешно. Хотя ведьма позже поплатилась за свой поступок, ее наказание не идет ни в какое сравнение с бедой, обрушившейся на Ривердейл.
Вернувшаяся из мертвых собака становится зомби и заражает хозяина. Вирус стремительно распространяется, в зомби превращаются родители Джагхеда, его учителя и соседи. Тем временем зомби-Джагхед приходит на школьную вечеринку по случаю Хэллоуина и начинает рвать на части присутствующих учеников. Группе главных героев во главе с Арчи Эндрюсом удается сбежать и укрыться в защищенном поместье семейства Лодж. Но даже там, под защитой самой дорогой системы безопасности, герои все равно подвергаются опасности.
За сюжет комикса отвечает Роберто Агирре-Сакаса, автор сценария и продюсер нескольких популярных телесериалов, мюзикла про «Человека-Паука» и ряда тайтлов для Marvel и Archie Comics. Основная тема «Загробной жизни» — столкновение общечеловеческих ценностей и разрушительной катастрофы. Зомби-апокалипсис, по мнению сценариста, страшен не потому, что ты можешь умереть (в «Загробной жизни с Арчи» вообще никто не умирает окончательно), а в том, что ты видишь, как на твоих глазах друзья и родные теряют человеческий облик и превращаются в вечно голодных монстров. Большую часть комикса занимают диалоги главных героев. Традиционная для вселенной Арчи мелодрама под давлением обстоятельств постепенно искажается, обнажая характеры, цели и ценности действующих лиц.
В серии нет четко очерченного антагониста. Зомби-вирус — это стихийное бедствие, зло в чистом виде, преследующее главных героев. Зло вмешивается в судьбы, разрушает семьи, влияет на персонажей. В комиксе много драматичных, наполненных эмоциями сцен. В четвертом выпуске Арчи сбегает из защищенного поместья и отправляется на поиски выживших. В собственном доме он находит своего пса, который жертвует собой, спасая любимого хозяина, и маму, которая прячется в чулане от превратившегося в зомби мужа. Трагедия Арчи показана выпукло и сильно, боль от принятых им решений отзывается в читателе. Отложился в моей памяти и последний выпуск в сборнике, показывающий ситуацию глазами верного дворецкого Вероники Лодж. Однако, несмотря на то что эти сцены драматичны, персонажи в них довольно плоски. Мысли заклятых подруг Вероники и Бетти заняты только тем, кому из них достанется Арчи; сам Эндрюс безрассудно смел, отпускает шуточки даже в смертельно опасных ситуациях; мистер Лодж сохраняет полнейшее равнодушие при виде потрепанной дочери и ее друзей, но зато не забывает бросить язвительный комментарий в сторону главного героя. Эти персонажи будто вышли прямиком из комиксов 40-50-х. Правда, попали они в атмосферу фильмов ужасов того же времени, так что их однобокость выглядит гармонично.
Консервативность и старомодность — именно эти слова возникли в моей голове во время чтения. Но ничего плохого в этом нет. Авторы комикса отлично знают, что делают и для какой аудитории предназначена книга. Это подтверждает радушный прием комикса критиками и зрителями. Первый выпуск даже смог занять 409 строчку из 1000 по продажам 2013 года, при том что комиксам издательства Archie Comics вообще редко удается пробиться в этот топ. Хотя предполагаю, что львиную долю успеха ему принес рисунок.
Художником серии выступает Франческо Франкавилла, который приобрел известность благодаря самобытному стилю. Он иллюстрирует произведения самых разных жанров, но в области комиксов отдает предпочтение направлению, которое можно обозначить словом «creepy». Рисунки Франческо пропитаны зловещей атмосферой. Мягкие, плавные линии создают ощущение размытости, нереальности. Текстуры и очертания предметов выделяются тенями, а освещенные участки заливаются холодными оттенками. Причем художник не отдает предпочтение какому-то одному цвету. На моей памяти только Франкавилла смог так подобрать оранжевый цвет пламени, что его блики ощущаются холодными. Лично мне рисунки Франческо напоминают записи процесса гниения продуктов в замедленной съемке. Кажется, что на картинке ничего особого не происходит, но дыхание смерти преследует тебя на каждой странице. Для подобной истории трудно найти более подходящего художника.
Сборник, выпущенный в России издательством «Комильфо», заслуживает отдельного упоминания. Плотная, черная, бархатисто-матовая обложка сама по себе выглядит как произведение искусства. Под ней собраны пять выпусков серии, а также дополнительные материалы, вариантные обложки и комментарии сценариста. Сборник не только проклеен, но и прошит, так что за его сохранность можно не беспокоиться. К слову, перед нами лишь первая половина истории, так что я с нетерпением ожидаю, когда «Комильфо» издаст второй том.
Несмотря на наивный и старомодный сценарий, комикс завораживает атмосферой классических ужастиков и потрясает рисунком Франкавиллы. Если ищете подарок на Хэллоуин — обратите внимание на эту книгу, она вряд ли вас разочарует.
© Д. Коробенков