«Загробная жизнь с Арчи» Р. Агирре-Сакас

Я не люблю хорроры. Легко проникаюсь их атмосферой, пугаюсь каждого шороха и после не могу уснуть ночью. Однако комикс «Загробная жизнь с Арчи» мне понравился.

Идея рассказать историю о зомби-апокалипсисе в декорациях мирного городка Ривердейла пришла руководителю издательства Джонатану Голдвотеру и его креативному директору Роберто Агирре-Сакаса после успеха вариантной обложки к 23 выпуску серии «Жизнь с Арчи». На ней Арчи отшатывается от превратившихся в зомби друзей. Эта рискованная идея оправдала себя благодаря сильному контрасту между подростково-романтической направленностью издательства Archie Comics и мрачной атмосферой зомби-хоррора. Но для создания качественного комикса одного интересного концепта недостаточно, нужен еще и сюжет.

Старомодно не значит плохо. Рецензия на комикс «Загробная жизнь с Арчи» Р. Агирре-Сакаса, изображение №1

История начинается с того, что на пороге дома юной ведьмы Сабрины Спелмен появляется Джагхед, который принес любимого пса Хот-Дога, сбитого машиной. К сожалению, магия ведьм не смогла помочь, пес был уже мертв. Однако Сабрина соглашается провести запретный ритуал оживления мертвых, и он проходит успешно. Хотя ведьма позже поплатилась за свой поступок, ее наказание не идет ни в какое сравнение с бедой, обрушившейся на Ривердейл.

Вернувшаяся из мертвых собака становится зомби и заражает хозяина. Вирус стремительно распространяется, в зомби превращаются родители Джагхеда, его учителя и соседи. Тем временем зомби-Джагхед приходит на школьную вечеринку по случаю Хэллоуина и начинает рвать на части присутствующих учеников. Группе главных героев во главе с Арчи Эндрюсом удается сбежать и укрыться в защищенном поместье семейства Лодж. Но даже там, под защитой самой дорогой системы безопасности, герои все равно подвергаются опасности.

Старомодно не значит плохо. Рецензия на комикс «Загробная жизнь с Арчи» Р. Агирре-Сакаса, изображение №2

За сюжет комикса отвечает Роберто Агирре-Сакаса, автор сценария и продюсер нескольких популярных телесериалов, мюзикла про «Человека-Паука» и ряда тайтлов для Marvel и Archie Comics. Основная тема «Загробной жизни» — столкновение общечеловеческих ценностей и разрушительной катастрофы. Зомби-апокалипсис, по мнению сценариста, страшен не потому, что ты можешь умереть (в «Загробной жизни с Арчи» вообще никто не умирает окончательно), а в том, что ты видишь, как на твоих глазах друзья и родные теряют человеческий облик и превращаются в вечно голодных монстров. Большую часть комикса занимают диалоги главных героев. Традиционная для вселенной Арчи мелодрама под давлением обстоятельств постепенно искажается, обнажая характеры, цели и ценности действующих лиц.

В серии нет четко очерченного антагониста. Зомби-вирус — это стихийное бедствие, зло в чистом виде, преследующее главных героев. Зло вмешивается в судьбы, разрушает семьи, влияет на персонажей. В комиксе много драматичных, наполненных эмоциями сцен. В четвертом выпуске Арчи сбегает из защищенного поместья и отправляется на поиски выживших. В собственном доме он находит своего пса, который жертвует собой, спасая любимого хозяина, и маму, которая прячется в чулане от превратившегося в зомби мужа. Трагедия Арчи показана выпукло и сильно, боль от принятых им решений отзывается в читателе. Отложился в моей памяти и последний выпуск в сборнике, показывающий ситуацию глазами верного дворецкого Вероники Лодж. Однако, несмотря на то что эти сцены драматичны, персонажи в них довольно плоски. Мысли заклятых подруг Вероники и Бетти заняты только тем, кому из них достанется Арчи; сам Эндрюс безрассудно смел, отпускает шуточки даже в смертельно опасных ситуациях; мистер Лодж сохраняет полнейшее равнодушие при виде потрепанной дочери и ее друзей, но зато не забывает бросить язвительный комментарий в сторону главного героя. Эти персонажи будто вышли прямиком из комиксов 40-50-х. Правда, попали они в атмосферу фильмов ужасов того же времени, так что их однобокость выглядит гармонично.

Старомодно не значит плохо. Рецензия на комикс «Загробная жизнь с Арчи» Р. Агирре-Сакаса, изображение №3

Консервативность и старомодность — именно эти слова возникли в моей голове во время чтения. Но ничего плохого в этом нет. Авторы комикса отлично знают, что делают и для какой аудитории предназначена книга. Это подтверждает радушный прием комикса критиками и зрителями. Первый выпуск даже смог занять 409 строчку из 1000 по продажам 2013 года, при том что комиксам издательства Archie Comics вообще редко удается пробиться в этот топ. Хотя предполагаю, что львиную долю успеха ему принес рисунок.

Художником серии выступает Франческо Франкавилла, который приобрел известность благодаря самобытному стилю. Он иллюстрирует произведения самых разных жанров, но в области комиксов отдает предпочтение направлению, которое можно обозначить словом «creepy». Рисунки Франческо пропитаны зловещей атмосферой. Мягкие, плавные линии создают ощущение размытости, нереальности. Текстуры и очертания предметов выделяются тенями, а освещенные участки заливаются холодными оттенками. Причем художник не отдает предпочтение какому-то одному цвету. На моей памяти только Франкавилла смог так подобрать оранжевый цвет пламени, что его блики ощущаются холодными. Лично мне рисунки Франческо напоминают записи процесса гниения продуктов в замедленной съемке. Кажется, что на картинке ничего особого не происходит, но дыхание смерти преследует тебя на каждой странице. Для подобной истории трудно найти более подходящего художника.

Старомодно не значит плохо. Рецензия на комикс «Загробная жизнь с Арчи» Р. Агирре-Сакаса, изображение №4

Сборник, выпущенный в России издательством «Комильфо», заслуживает отдельного упоминания. Плотная, черная, бархатисто-матовая обложка сама по себе выглядит как произведение искусства. Под ней собраны пять выпусков серии, а также дополнительные материалы, вариантные обложки и комментарии сценариста. Сборник не только проклеен, но и прошит, так что за его сохранность можно не беспокоиться. К слову, перед нами лишь первая половина истории, так что я с нетерпением ожидаю, когда «Комильфо» издаст второй том.

Несмотря на наивный и старомодный сценарий, комикс завораживает атмосферой классических ужастиков и потрясает рисунком Франкавиллы. Если ищете подарок на Хэллоуин — обратите внимание на эту книгу, она вряд ли вас разочарует.

© Д. Коробенков