Бывший супергерой нападает на своих коллег по цеху, убивает их семьи и разрушает города. Когда-то самый сильный из защитников Земли, Плутонианин превратился в главную угрозу человечеству. Никто не понимает, что произошло. Никто не понимает, что нужно спятившему герою. Даже самые близкие из соратников ничего не знают о прошлом Плутонианина, где и кроется ключ к осознанию происходящего.
Чтобы говорить о комиксе предметно, стоит для начала посмотреть на личность сценариста. Марк Уэйд — один из немногих авторов, которые продвигают супергероику вперед. Действуя в рамках корпоративных правил, он каждый раз умудряется расшевелить болото, в которое превратились комиксы о ребятах в трико. Но нельзя всю жизнь играть по правилам и не устать. Пришло время писать о супергероях без купюр.
Чем больше становится корпорация, тем больше налагается ограничений на ее сотрудников. Нельзя поднимать остросоциальные темы без утверждения юристами, менеджерами, социологами и политологами. Чтобы изменить персонажа кардинально, нужно пройти через девять кругов ада — несколько стадий согласований, ретконов и пр. За примерами далеко ходить не надо. Дэн Слотт поплатился за излишнюю смелость в «Совершенном Человеке-Пауке» слитой концовкой. А Нику Спенсеру, после того как его попытка сделать из Стива Роджерса предателя-нациста взорвала интернет горячими протестами, пришлось смягчить сюжет.
Причем «супергероика для взрослых» попадается и в больших издательствах. Для нее отводят отдельные импринты и порой отрицают всяческое влияние на основные вселенные. Подчас «взрослость» рейтингу добавляется при помощи «грязных фраз» или пениса Бэтмена, неумело затемненного в печатной версии комикса. Так, Marvel открыло импринт MAX, у DC испокон веков существовал Vertigo, а с некоторых пор появился Black Label.
Все эти бюрократические проволочки подвигают авторов уходить в издательства поменьше и писать о проблемах поглубже. Например, «Безнадежный» исследует вопрос общественного давления на супергероя. Люди Земли убеждены, что летающий и пуленепробиваемый символ американского образа жизни счастлив, однако за буквой, означающей свободу, скрывается страдающее человеческое сердце.
Да, во многом Плутонианин списан с Супермена. Этот персонаж издательства DC вдохновил немало авторов на рассуждения о различных аспектах личности сверхчеловека и его влиянии на массовую культуру как во вселенной комиксов, так и в реальном мире. В нашем случае это образ психологически раздавленного человека, сломленного грузом ответственности и одиночества.
Тема одиночества раскрывается интересным образом. В очерченном Уэйдом мире довольно много супергероев, потому кажется, что Плутонианин должен стать своим. Однако показная разница в силе отделяет его от остальных защитников. При этом тайна личности заставляет героя врать обычным людям, ведь они не смогут принять кого-то столь отличного от них.
Первая книга серии — это рассказ о переходе Супермена/Плутонианина на темную сторону. Для усиления эффекта события основной временной ветки перемежаются воспоминаниями, что позволяет показать контраст между состоянием каждого действующего лица. Кто-то стареет, кто-то обретает славу, богатство, семью. Плутонианин на фоне остальных героев не меняется телом, но его поступки отражают груз прошедших лет лучше внешности.
Рисунок в целом реалистичен, художник не упускает деталей. Иллюстрации близки по стилю к рисункам МакНивена в лучшие годы. Много внимания уделено работе с панелями. Первая же страница интригует читателя: на первых трех панелях изображены разжигающиеся глаза Плутонианина, на четвертой — семья за окном. Ракурсы подобраны так, чтобы не раскрывать подвоха до последнего момента. Таким образом сценам добавляется трагизма.
Проблематику «Безнадежного» можно без труда примерять к реальной жизни. Замените Плутонианина на гения или человека, неожиданно получившего власть. Остальной сюжет претерпит немного изменений. Общественное признание, ликование толп, груз ответственности и первая ошибка. Комикс показывает, как непостоянна слава, и в тоже время не разменивается на реверансы в сторону особенно чувствительных читателей. Он не оглядывается на предысторию персонажа, потому что предыстория рождается прямо сейчас, на наших глазах. Он в меру красив и не пытается щеголять особым стилем художника. Хотелось бы видеть больше подобной супергероики для взрослых.
© Ю. Гламаздо