«Ниндзя Гаттер» А. Лукин

«Ниндзя Гаттер» вырос из шуточного веб-комикса, изначально предназначавшегося для англоговорящей аудитории. Его целью, по утверждению сценариста, было разрушение канонов выстраивания истории.

Сюжет комикса незамысловат: обычного, ничем не примечательного гражданина по имени Грегор Бодбоу неожиданно похищают из его уютного мирка. Говорящий параллелепипед, своеобразная персонификация сценариста, ломает для главного героя четвертую стену и показывает, что все вокруг — лишь комикс. Грегор окунается в «гаттер», пространство между кадрами, и перерождается в Ниндзя Гаттера — существо, способное взаимодействовать напрямую со страницами и панелями комикса. Ниндзя Гаттер отправляется на поиски того, кто разрушил его жизнь, — Сценариста. По пути герой борется с противниками и находит друзей, каждый из которых олицетворяет собой одну из составляющих комикса.

Авангардная валентинка для музы комиксов. Рецензия на комикс «Ниндзя Гаттер» А. Лукина и Г. Липаткина, изображение №1

Персонажей комиксов, ломающих четвертую стену, довольно много. Дэдпул говорит с читателями, Дуп перемещается между панелями, Женщина-Халк рвет страницы своего комикса и т. д. Ниндзя Гаттер не просто обыгрывает идею гаттера как особого пространства, но исследует структуру самого комикса. Автор идеи Глеб Липаткин и сценарист Андрей Лукин на протяжении семи выпусков пытаются разобраться, какое место в комиксе занимает каждая из составляющих его частей: текст, рисунок, цвет, линии и гаттер, самая загадочная из всех. Кажется, что авторы поставили перед собой цель обыграть взаимодействие гаттера и панелей максимально возможным числом способов. Главный герой сминает их, заменяет одни на другие, атакует противников пузырями с текстом, а также критикует клишированные сюжетные решения и отпускает колкие замечания в адрес сценариста.

К слову, сам сюжет весьма банален. Поскольку цель произведения — визуальное воплощение языка комиксов, то история вторична и функциональна. Главный герой перемещается из одной локации в другую, каждая из которых воплощает тот или иной аспект комик-искусства, сражается с персонифицированными клише и намекает на известные скандалы комикс-индустрии. Достается и моде на комиксы без панелей а-ля My Favorite Thing Is Monsters, и культурной апроприации Ч. Б. Цебульски, и тяготению манги к черно-белой гамме. С шутками и прибаутками комикс ведет читателя от страницы к странице, чтобы завершиться пшиком в духе серий про Дэдпула, в которых он в очередной раз кого-то убивает. С другой стороны, нельзя утверждать, что такая структура не рождена намеренно. Комикс пропитан духом постпостмодернизма, и не находится ни одного отрицательного аспекта, в котором авторы не упрекнули бы самих себя. Самоирония всегда была броней против критики, но здесь эта броня особо укреплена.

Авангардная валентинка для музы комиксов. Рецензия на комикс «Ниндзя Гаттер» А. Лукина и Г. Липаткина, изображение №2

За рисунок отвечала команда художников, использующих сильно различающиеся техники рисования. Можно сказать, что комикс является мини-энциклопедий авангардных стилей.

Открывают и закрывают сборник работы художника Алексея Гончарова, рисующего в карикатурном, примитивистском стиле. Наивный визуальный юмор, квадратные фигуры персонажей и почти полное отсутствие суставов придают его иллюстрациям схожесть с рисунками на обоях. Однако простота рисунка обманчива. Она компенсируется мастерством визуального повествования. Второй выпуск, например, не теряет своего смысла, даже если полностью убрать из него текст.

За третий и пятый выпуски взялась художница Урюрюк. Ее сюрреалистичный стиль ближе всего к стрит-арту с его непредсказуемыми линиями и рисунком, живущим собственной жизнью. Он хорошо подходит истории о противостоянии Ниндзя Гаттера и Ниндзя Фрейма — персонифицированной линии, пародирующей Венома. Как и в первом случае, за внешней простотой рисунка стоит большая работа и безграничное воображение. Урюрюк использует предложенные возможности, чтобы поиграть с кадрами и пофантазировать о природе линий и полос.

Четвертый выпуск иллюстрирует Артем Топилин, уже знакомый мне по сборнику «Представьте себе!». Рисунки все еще напоминают работы Дэвида Ахи, но стали богаче и продуманнее. В этом комиксе Топилин демонстрирует способность играть со стилями, используя язык манги и создавая оммажи на знаковые обложки комиксов, при этом оставаясь верным себе. На мой взгляд, уровень его профессионального мастерства заметно вырос в этой работе. Кроме того, не может не подкупать любовь художника к комиксу.

Шестой номер нарисован Романом Титовым. Двухмерный рисунок, в основе которого лежат базовые геометрические фигуры, чистые линии, монохромные цвета, — вдохновленный супрематизмом стиль художника прост и лаконичен и напоминает то стикеры компании Microsoft, то творчество Хавьера Родригеса.

Авангардная валентинка для музы комиксов. Рецензия на комикс «Ниндзя Гаттер» А. Лукина и Г. Липаткина, изображение №4

Выпустило комикс издательство Jellyfish Jam в 2018 году. Хорошее качество печати, плотная бумага, обложка из такого толстого картона, что язык не поворачивается назвать ее мягкой. Издание приятно держать в руках, оно симпатично смотрится на полке, а уменьшенный по сравнению с линейками Marvel формат придает книге «карманный» шарм. Большое спасибо издательству!

Визуальная составляющая «Ниндзя Гаттера» интересна, но сюжетная — слаба. Посоветовать приобрести сборник можно лишь тем, кто интересуется комиксом как формой искусства и ищет вдохновение. Покупать комикс в поиске захватывающей истории не стоит. «Ниндзя Гаттер» — произведение для своих, это шутка, рассказанная в кругу комиксистов. В нем нет сверхзадачи или великой идеи. «Ниндзя Гаттер» — это любовное послание создателей к форме искусства, музе которого они, как и я, служат.

© Д. Коробенков