Я профессиональный психолог. Моя работа заключается в том, чтобы слушать истории, которые рассказывают о себе люди. Я хорошо знаю, что рассказывать о себе — действительно рассказывать, а не пытаться понравиться собеседнику — очень трудно. Комикс Юлии Никитиной — это монолог настолько честный, что кажется, будто я один могу его слышать. Говорить о нем публично тяжело, я словно выбалтываю чужие тайны. Но это нужно сделать.
«Полуночная земля» — автобиографический комикс, состоящий из трех частей. Юлия Никитина выросла за полярным кругом, в городе Салехард. В первой части книги рассказывается о ее детстве, которое пришлось на голодные девяностые. Река Обь, от которой зависит жизнь города, дома, стоящие на замерзшем болоте, таежные грибы и травы, северное сеяние, отливающее зеленым светом, — все это окружало будущего автора и влияло на ее восприятие мира. В 16 лет Никитина покинула дом и перебралась в Тюмень, а затем — в Санкт-Петербург, чтобы учиться на художника. Юлии было сложно приспособиться к ритму большого города. Вторая часть книги посвящена ее адаптации и тем проблемам, с которыми сталкивается самоучка на пути к профильному образованию. Жизнь в мегаполисе — это не только постоянные стрессы и давка в транспорте, но и ощущение, что всем безразлично твое существование. К такому нелегко привыкнуть, но Юлия смогла преодолеть этот этап. После окончания обучения пришлось решать, что делать дальше, и Юлия отправилась путешествовать. Тому, как непросто далось это решение и как именно проходили путешествия по стране, посвящена заключительная часть книги.
Сила комикса «Полуночная земля» в том, что он необычайно откровенен. Автор рассказывает читателю о страхах и сомнениях, показывает, что творилось в душе, когда приходилось оставлять за плечами родной дом, маму, стабильное будущее. Юлия не пытается давить на жалость или вставать в позу, она просто и честно рассказывает о боли, травмах и ранах, которые пришлось перенести ее телу и душе. Никитина демонстрирует темноту, навсегда остающуюся в застенках психики, — следствие жизни в городе, где солнце — редкий гость. Художница также уделяет много времени рассказу об опыте общения с преподавателями рисунка, для многих из которых не важны чувства учеников, потому что на первом месте стоит результат. Причем в словах Юлии нет злости, она понимает (и помогает понять читателям), что жесткость преподавателю необходима, ведь его задача — настроить учащихся на работу. Как сказала Никитина в одном интервью, «хороший человек — это не профессия».
Сценарий комикса напоминает документальный фильм. Каждая из трех частей посвящена конкретной теме, имеет кольцевую структуру и читается независимо от других. При этом все части образуют единый ансамбль, создавая ощущение целостного повествования. О чем этот «фильм»? Литературный критик увидит здесь путь героя, преодолевающего препятствия на пути к обретению себя. Психолог — стадии социализации, историю человека, через имитацию и адаптацию достигающего самоактуализации. Я, недавний студент, увидел пример обретения независимости от родительской семьи. Моя мама — притчу о личной свободе и несвободе человека, иллюстрацию того, как родители порой заставляют детей выбирать путь, который им не по душе. Так о чем же этот комикс? О жизни. Потому он, как и реальная жизнь, многогранен, наполнен всем спектром эмоций и мыслей, смыслов и символов.
Рисунок Юлии под стать истории — живой и эмоционально насыщенный. Многие страницы Никитина заливает черным цветом, и на фоне этой черноты герои, обведенные белым контуром, кажутся маленькими и в то же время ярко выделяются. Черный цвет в комиксе — одно из главных действующих лиц. Он стремится поглотить персонажей, растворить их в себе. За счет него даже статичные кадры приобретают динамику. В обилии черного цвета есть еще один смысл — на его фоне белый кажется ослепительным, он режет глаза и впечатляет. Черный и белый, свет и тьма, пустота и глубина — на балансе этих противоположностей построен визуальный язык комикса «Полуночная земля».
Иллюстрации, выполненные Юлией жирными черными линиями, создают ощущение, будто они сделаны углем или выжжены на дереве. Сами линии мягкие и плавные, они словно перетекают из кадра в кадр. Это создает ощущение хаоса и красоты дикой природы, лежащих в основе стиля. К слову, природу художница воспроизводит очень точно. Низкие, кривоватые деревья Заполярья, высокие клены Санкт-Петербурга, ветвистые сосны уральской тайги — все изображено с фотографической точностью, чтобы создать необходимую атмосферу. Точность деталей и абстрактность стиля — еще одно противоречие, на котором построен рисунок художницы.
Бывают комиксы, которые хочется прочитать вместе с мамой. Этот — один из таких. «Полуночная земля» собрала положительные отзывы читателей, была тепло встречена критиками. В 2018 году комикс стал лауреатом «Премии Малевича» в номинации «Авторский комикс». Юлия Никитина, до того известная лишь в узком кругу поклонников, превратилась в звезду российской индустрии. Такой успех неслучаен. Читатели отзываются на честность автора и жизненную правду ее произведения, проникаются симпатией и сочувствием. Этот сложный и драматичный комикс не имеет возрастных рамок, адресован самой широкой читательской аудитории.
Успеху «Полуночной земли» могло поспособствовать и качество издания. Выпущенный издательством «Бумкнига» в мягкой обложке, имеющий уменьшенный формат, не только проклеенный, но и прошитый, комикс приятно держать в руках и не стыдно подарить.
Я профессиональный психолог. Я знаю, как тяжело и больно откровенно рассказывать о себе. Этой рецензией я хочу сказать спасибо Юлии Никитиной за то, что она позволяет прикоснуться к своей жизни, взглянуть на мир своими глазами, тем самым помогая читателю стать лучше. Я рад, что в нашей индустрии есть такие книги, как «Полуночная земля», и такие авторы, как Юлия Никитина. Спасибо!