«Happy!» Г. Моррисон

Бывший детектив полиции Ник Сакс подрабатывает киллером. В основном «мокруха»: приди на место, найди цель и «замочи» побыстрее. Об элегантности Агента 47 речи не идет. Перед Рождеством Нику заказывают троих молодых мафиози. Однако на месте парней оказалось четверо. Ничего не поделаешь, придется обеспечить полиции больше трупов. Хотя последний отпрыск и пытался откупиться паролем от дома, где деньги лежат.

Вот только карма — она как печень, бережно надо с ней. Не успел Сакс выйти из дома, где оставил тела, как сердечный приступ прервал его жизнь, полную алкоголя и наркотиков. Но от мафии никто быстро не уходит. Боссам нужен тот самый пароль, а значит, Сакса надо откачать и запереть в больнице, где к бывшему копу является летающая синяя лошадка с фиолетовым рогом и просит спасти маленькую девочку, попавшую в беду.

Синяя лошадь и искупление. Рецензия на комикс «Happy!» Г. Моррисона, изображение №1

Мотивация к прочтению Happy! у большинства людей проста и понятна: вышел сериал, основанный на сценарии комикса. Если человек чуть лучше знаком с миром комиксов, то фамилия «Моррисон» станет для него дополнительным стимулом. Вроде знака качества, за которым скрывается авторский стиль, подтексты, аллюзии и прочие важные элементы. Что же, сейчас разберемся, что к чему. Но для начала одна дата: комикс выпущен в 2012-м году. Запомнили? Идем дальше.

Заснеженный Нью Йорк ненавязчиво напоминает триллер о Максе Пэйне и нуарные комиксы Брубейкера. Последний тоже любит пустить главного героя погулять в снегопад. И какое совпадение: главный герой — бывший коп, работающий на мафию! К тому же профессиональный алкоголизм разочаровавшегося в жизни человека, видевшего слишком много… и далее по тексту. Поначалу кажется, что Ника Сакса вытащили из трэша, отмыли и перенесли в рождественскую сказку, но уже к середине комикса становятся заметны нуарные мотивы.

Синяя лошадь и искупление. Рецензия на комикс «Happy!» Г. Моррисона, изображение №2

Сюжет крепко сбит и не провисает. Четыре номера под завязку набиты логичными и жестокими действиями главного героя, за которым охотится не только криминалитет города, но и копы, продавшие криминалитету душу. Подручных мафии пустить в расход, летающую лошадь проверить на подлинность, а девочку спасти в конце четвертого номера — вот и весь план.

Happy! — классическая история про второй шанс и искупление. Окунувшийся в реальный мир по самые уши человек не выдерживает давления и уходит на дно. И вдруг нигилистичный пессимизм сталкивается с магией праздника. Конечно же, искупление через единственный добрый поступок за последние годы делает Ника Сакса героем. А в противовес ему Грант Моррисон ставит Санту-наркомана, приторговывающего детьми. Веселого Рождества, как говорится.

Синяя лошадь и искупление. Рецензия на комикс «Happy!» Г. Моррисона, изображение №3

В чем же проблема? Во вторичности. После парочки комиксов Брубейкера понимаешь, как должен выглядеть нуар. Марк Миллар учит, как должна выглядеть настоящая жестокость. И все это едва ли не за десятилетия до выхода Happy!. Сказочка про синюю лошадку по имени Счастье напоминает очередной iPhone: претензий к ней быть не может, но вокруг куча подобных продуктов. Это очередная жестокая история. Она не задает вопросов и не дает ответов. Не показывает возможные пути, не разбирает человеческую судьбу, чтобы дорогой читатель не повторил ошибок протагониста.

Даже художник подобран ровно так, чтобы комикс казался идеальным. Дэрик Робертсон проиллюстрировал в свое время «Трансметрополитен», после чего может заниматься чем угодно — его имя навсегда вписано в историю развития мира комиксов. Потому что настолько детализированные фоны мало у кого получаются. Ракурсы всегда удачны. Персонажи реалистичны, анатомия соблюдена, мимика выражает ровно то, что написано в текстовом баллоне. Аккуратный и приятный рисунок.

Синяя лошадь и искупление. Рецензия на комикс «Happy!» Г. Моррисона, изображение №4

Отношение к Happy! напрямую зависит от того, сколько подобных комиксов вы прочли. Один-два — и вам с синей лошадью по пути. Больше — на свой страх и риск. Комикс красив, крепко сбит и хорошо подходит под время года. Но я устал от однотипных историй про людей со дна, которые сами себя туда затащили.

© Ю. Гламаздо