«Шерлок Франкенштейн и Легион Зла» Дж. Лемир

Вселенная «Черного молота» напоминает научные эксперименты, которые должны показать, каким образом на Земле зародилась жизнь. Имитируя условия жизни на новорожденной планете, ученые пытаются получить живые клетки. То же самое проворачивает Джефф Лемир с комиксами. Словно Виктор Франкенштейн, на наших глазах он продолжает создавать синтетическую комикс-вселенную. Появившись на свет из истории нескольких героев, эта вселенная понемногу расширяется как в пространстве, так и во времени. Потому неудивительно, что у основной серии имеются несколько спин-оффов, к числу которых относится «Шерлок Франкенштейн и Легион Зла».

Пусть название вас не обманывает, главный герой этой истории — Люси Вебер, дочь того самого Черного Молота. Она не верит в смерть отца, потому пытается отыскать нити, которые приведут ее к пропавшим героям. Начать свои поиски она решила со встречи с главным врагом героев — таинственным Шерлоком Франкенштейном. Однако найти Шерлока — задача не из легких. Уже много лет никто ничего о нем не слышал, но для молодого журналиста не существует преград.

Дверь в мир «Черного молота». Рецензия на комикс «Шерлок Франкенштейн и Легион Зла» Дж. Лемира, изображение №1

Под внешней оболочкой детективной истории скрывается путеводитель по миру «Черного молота». Читатель познакомится с прошлым Спираль-Сити, увидит, как появились первые герои, узнает истории знаковых злодеев и сможет уловить сам дух этой вселенной. Так что имя Шерлока Франкенштейна на обложке — это обычный кликбейт, ведь в комиксе его история занимает всего несколько страниц. Однако выбор героя для подобной серии весьма удачен.

Имя персонажа говорит само за себя о том, как он родился на свет, — сложение имен двух известных литературных персонажей. Этот подход раскрывает саму суть вселенной, скроенной из знакомых образов и культовых героев, которые получают новые истории и имена. Потому я и называю вселенную «Черного молота» синтетической: она не пытается стать альтернативой вселенным Большой двойки. «Черный молот» берет героев Большой двойки и использует их по-своему, что раскрывается в каждом элементе этого мира: пародии на лечебницу Аркхем, Хоукмена и «Победителей», помесь Лекса Лютора и Соломона Гранди и т. д. При этом главных героев основной серии в «Шерлоке» мы не увидим. Зато встретим множество героев и злодеев, нарисованных Дэвидом Рубином.

Рисунок Дэвида порадовал. Его стиль изображения персонажей довольно прост, но при этом огромное внимание художник уделяет проработке фонов и мира в целом. Рубин умело изображает и эмоции, потому не лишает себя удовольствия рисовать крупные планы лиц. Однако наибольшее наслаждения принесла его работа с панелями. На первый взгляд может показаться, что созданные художником страницы довольно просты, но если начать разбирать их, то можно увидеть, как Рубин переходит от девяти панелей к шести, а потом пускает по несколько сложных разворотов подряд.

Излюбленный прием Дэвида в «Шерлоке» — разделение пространства на несколько панелей, что позволяет ему перемещать персонажей в рамках одной локации. Этот прием используется для того, чтобы показывать дистанцию между персонажами или же, напротив, их сближение, когда исчезает гаттер, разделявший их.

Интересны и эксперименты Рубина с разворотами. Часто он не делит сцены на две страницы, а располагает панели на всем развороте. Это требует от художника незаурядного чутья. Любая ошибка приведет к тому, что читатель не поймет, какую панель читать следующей. И должен признаться, дважды я сталкивался с такой проблемой, однако, на мой взгляд, причиной тому стал формат книги: если бы я читал эти развороты в цифровом варианте, то точно бы видел, что разделения на две страницы нет.

Отметить нужно и чувство ритма Рубина. В его работе чувствуется определенный такт: короткие и быстрые диалоги сменяются размеренными страницами в три панели, а после сложной для чтения спиральной страницы Дэвид дает читателю отдохнуть на огромном развороте. Так что работа художника выполнена на «пять». Многие авторы, которые тоже пытаются экспериментировать с форматом страницы и композицией панелей, не могут совладать с порядком чтения кадров, запутывая читателя, а у Дэвида все получилось великолепно.

Что же касается «Шерлока» в целом, то, на мой взгляд, это идеальный приквел. Комикс следует прочитать перед первым томом основной серии. Он позволит влиться в мир «Черного молота», при этом главная интрига тома, на которой строится весь сюжет, читателю еще не будет известна.

© Юлий Гуль