«Jacked» Э. Крипке

Во время одной из многочисленных командировок, в комнатке дешевой гостиницы, я прочитал короткую книжку под названием «Человек, который отказался от имени». Закрыв ее, я, тогда еще молодой метролог, совершенно не понял, кому и зачем адресовано это произведение. Сев писать рецензию в специальную тетрадь (когда-то я писал рецензии на литературные романы), я осознал, что взялся за эту книгу слишком рано. Как можно понять человека, прожившего целую жизнь, когда сам прошел лишь первые ее этапы?

Комикс Jacked, созданный сценаристом культового сериала «Сверхъестественное» и художником, приложившим руку к легендарной серии Hellblazer, напомнил мне о том давнем случае. Потому что в этот раз, столкнувшись с персонажем, глубоко застрявшем в кризисе среднего возраста, я уже намного лучше понимал его.

«Обломщик» среднего возраста. Рецензия на комикс «Jacked» Э. Крипке, изображение №1

Это история Джоша. Как и многие американцы, в детстве Джош хотел стать супергероем, однако детские иллюзии растворились после страшного открытия, что в мире нет никаких суперсил. Когда-то Джош был начальником, но теперь он безработный обрюзгший мужчина среднего возраста, севший на шею жене, которой приходится работать по семьдесят часов в неделю, чтобы прокормить мужа и двух детей. Джош пытается устроиться на работу, однако всюду получает отказ. Так что нашему персонажу остается лишь сидеть дома и смотреть порно, пока домочадцев нет.

Ход этой унылой жизни резко меняется, когда по совету младшего брата Джош выписывает из интернета ноотропы. Первая же таблетка дарит прекрасное самочувствие и — в качестве бонуса — самые настоящие суперсилы. Джош становится сильнее, быстрее и сообразительнее. Первая же мысль — стать супергероем, о чем мечтал в детстве. Однако сюжет идет совсем иным путем, и в итоге комикс превращается в криминальную историю с обилием крови и жестокости.

Рисовать кровь и жестокость для Джона Хиггинса не впервой. Его стиль отличается некоторой грубостью в работе с тушью, но в целом приятен. Джон избегает сцен, которые мешали бы своей несуразностью погружению в историю. Он умело использует небольшие врезки, а также располагает панели поверх полосного кадра. Причем, в отличие от многих авторов, фокус полосного кадра он размещает в центре между двумя врезными панелями, а не начинает с него.

«Обломщик» среднего возраста. Рецензия на комикс «Jacked» Э. Крипке, изображение №2

Многие рецензенты отметили внешнее сходство между Джошем и самим Крипке. Можно сделать вывод, что Jacked — это вещь довольно личная, что-то вроде «П. С.: После смерти» С. Снайдера. О чем же рассказывает автор?

На мой взгляд, в комиксе представлена типичная для посткризисной Америки ситуация. В прошлом успешный менеджер уже несколько лет не может найти свое место в изменившемся мире. Ярлык неудачника давит на него, заставляя глубже погружаться в депрессию. Джош не понимает, когда он успел превратиться в такую обрюзгшую развалину. А ведь хочется вновь видеть страсть в глазах жены и восхищение на лицах детей. По велению случая такой шанс появляется. Однако этот путь ведет лишь к новым проблемам, и вместо того, чтобы рассказать обо всем жене, наш герой сильнее увязает в своих неприятностях, затягивая в это болото и семью.

Иронично, что жена героя в то же самое время думает абсолютно о тех же вещах. В одной из сцен она буквально слово в слово повторяет монолог Джоша о его страхах. Так что могло бы ничего и не случиться, если бы супруги больше общались и говорили прямо о своих опасениях и чувствах.

«Обломщик» среднего возраста. Рецензия на комикс «Jacked» Э. Крипке, изображение №3

Jacked — комикс о страхе не оставить после себя во вселенной следа, как завещал нам С. Джобс. Прожить заурядную, непримечательную жизнь. И этот страх можно понять. Ведь мы как личности умираем вместе с нашим телом, потому нормально желать сохранить ее и после смерти, кристаллизовать в поступках, действиях, произведениях искусства, дневниках и даже детях. Паллиативное бессмертие.

Автор представляет свое решение этой проблемы современного мира, в котором в список смертных грехов добавилась заурядность. Крипке предлагает плюнуть на все и осознать, что свое собственное счастье есть у каждого. Он учит нас не гнаться за призраками, а оглянуться вокруг и трезво оценить то, что мы уже имеем. Возможно, наше счастье совсем рядом, а мы ищем его где-то там, как нас приучили.

Если же не пытаться искать глубокий смысл, то Jacked — это шипучая смесь из комикса «Бойцовский клуб 2», сериала «Во все тяжкие» и романа «Области тьмы». Он показывает, что стало бы с персонажем серии Buzzkill, если бы тот дожил до сорока. Если вы не успели прочитать три десятка комиксов, в которых пытаются деконструировать супергероику и привнести в нее изрядную долю реализма, то эта история вам может понравиться. Однако если вы прочли немало комиксов, подобных «Мордобою» или «Про», то еще один эксперимент на этом поле может вас утомить.

© Юлий Гуль