Писать рецензию на работу Виталия Терлецкого сложно. Этот сценарист обладает специфическим чувством юмора, любит использовать прием деконструкции, а главное — создает крайне странные истории. Когда рецензент читает очередное произведение Терлецкого, перед ним встает выбор: либо признать, что в нем нет никакого смысла и оно сделано просто для развлечения (но тогда теряется смысл написания самой рецензии), либо попытаться интерпретировать прочитанное, рискуя привнести смыслы, которые автор не вкладывал. Я склоняюсь ко второму варианту, но советую читателю помнить о том, что все сказанное о комиксе «Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени» может не иметь никакого смысла.
Издательство «Комильфо» существует на протяжении более 10 лет и за это время приобрело большое влияние. Благодаря выгодным контрактам с Marvel, умелому маркетингу, эффективному ведению бизнеса, а также слиянию с «Эксмо» издательство втрое обгоняет по объемам выпуска книг большинство своих конкурентов и в полтора — издательство «Азбука». При этом «Комильфо» редко выпускает комиксы отечественных авторов. По данным сайта Comixide.org, за 2018 год им издано 115 переводных комиксов и 1 отечественный («Омон Ра» А. Акишина), если не считать книги с вариантными обложками. В предыдущие годы соотношение оставалось примерно таким же. В свете стремительного расцвета российской индустрии в последние два года эта статистика удручает. Однако об этом поговорим в другой раз, сейчас же отмечу, что комикс «Жорж Дантес» чудом увидел свет, и немалую роль в этом сыграло то, что Терлецкий до недавнего времени был главным редактором «Комильфо».
Хотя проще сказать, кем он в «Комильфо» не был. Этот удивительный человек руководил издательством, редактировал книги, организовывал фестивали, работал в магазине и в целом принимал деятельное участие в развитии индустрии. Параллельно с этим он успевал писать и даже рисовать собственные комиксы, каждый из которых становился событием. Достижения Терлецкого на ниве комиксов — результат пути проб и ошибок. Причем проходил он этот путь на ощупь, потому что даже образование Виталия не является профильным: он отучился на молекулярного биотехнолога и несколько лет занимался изучением и разведением особого вида плесени, прежде чем комиксы поглотили его навсегда. В российской индустрии комиксов Терлецкий уже 7 лет, и теперь ее трудно представить без него.
Комикс «Жорж Дантес» — ранняя работа Терлецкого, написанная после «Шафировского проспекта» и «Горелово». Сюжет, как и во многих других работах автора, прост и функционален: Жорж Дантес путешествует во времени, сталкивается со знаменитыми писателями и поэтами и стремится убить Пушкина. Развитие истории можно предсказать по обложке и названию, а ее финал известен любому школьнику (даже если это не так, главный герой раскрывает развязку на первой же странице). Для Терлецкого сюжет — не более чем идейная канва, на которую он нанизывает шутки и каламбуры.
А вот находки Виталия действительно интересны. Открывается комикс изображением голой груди Анны Ахматовой, с которой Жорж имел мимолетную интрижку. Затем главный герой отправляется в гости к Сергею Есенину, который своим гением создает параллельную Вселенную, но с трудом удерживает две реальности от катастрофического столкновения. Затем Дантес встречается с Маяковским, одетым в кибернетическую броню. И, наконец, добирается до Александра Сергеевича Пушкина, демона, с помощью стихов поглощающего энергию людей. Герою предстоит совладать с адской свитой, победить демонического прихвостня и справиться с главным боссом. И все это по поручению Усатого Синдиката Мистиков — таинственной организации, управляющей нашим миром.
Звучит как шизофренический бред, не правда ли? Для меня — да, и именно в этом заключается очарование истории. Аллюзии на реально произошедшие события, литературные шутки, атмосфера мистики — получившийся коктейль веселит и завораживает, комикс хочется вновь и вновь перечитывать. Известные читателю происшествия, такие как смерть Пушкина и загадочные самоубийства поэтов Серебряного века, выстраиваются в складную, законченную историю, заставляющую задаться вопросом: а вдруг? Единственный выпадающий из этой схемы элемент — фигура Лермонтова, смерть которого обставлена и объяснена крайне неубедительно. Комикс обошелся бы без этого персонажа, но Терлецкий не смог удержаться от шутки про вторичность некоторых произведений Михаила Юрьевича.
Юмор в комиксе претендует на изящество и интеллектуальность, но в то же время прост, что не может не тешить самолюбие читателя. Шутки вполне укладываются в традиционную схему Терлецкого: начать с пафосной фразы, нагнетать напряжение, задать сетап, а затем либо выдать самый банальный панчлайн, либо оставить читателя совсем без него. Все это сценарист делает с ехидным прищуром, будто говоря читателю: «Я понял шутку, вы поняли шутку, зачем ее заканчивать?» Схема старая, но раз работает в КВН, сработает и здесь.
Все, что я написал выше, не имело бы никакого значения, если бы Терлецкого не поддержал самый известный художник нашей индустрии — Аскольд Акишин. Именно благодаря рисунку комикс производит столь сильное впечатление. Сам Терлецкий отмечает, что подход Акишина превратил комедию в «ироничную мистическую драму».
Рисунок Акишина легко узнаваем, при этом художник без труда подстраивается под подачу и идею сценариста, видоизменяя свой стиль. В этом комиксе он использует очень тонкие линии, прорисовывая черты лица русских классиков. Тень обозначается жирными, но разреженными полосками от центра фигур к периферии, что делает черно-белый рисунок легким и светлым. Акишин не только подстраивается под настроение комикса, он идет дальше, стилизуя каждую страницу под то время, в котором оказывается главный герой. Если в изображении Пушкина и Лермонтова чувствуется помпезность портретов классицизма, то портрет Маяковского, с прямыми, четко обозначенными границами света и тени, выполнен в советском конструктивистском стиле.
Акишин обладает прекрасным чувством пропорций, и намеренное искажение их создает сильный драматический эффект. Гениальной находкой, на мой взгляд, было замаскировать рога на голове Пушкина среди прядей волос. Чем тоньше становятся волосы и чем меньше поэт походит на человека, тем явственнее становятся видны рога, символ его демонического происхождения. Хорошо, что художник отверг первоначальный концепт Пушкина с крыльями летучей мыши за спиной. Это выглядело бы нелепо.
Выдающийся рисунок и любопытный концепт способствовали успеху комикса. Благодаря активным продажам производство не только вышло в ноль, но и принесло авторам прибыль. Комикс также отметило профессиональное сообщество: в 2017 году он был номинирован на премию Comicsboom в категории «Лучшая оригинальная книга комиксов или ван-шот» и стал лауреатом «Премии Малевича» в номинации «Лучший рисунок».
Забавный комикс с любопытным концептом и отличным рисунком, «Жорж Дантес» — хороший выбор, чтобы развлечь себя в праздничный вечер. И так ли уж важно, имеет ли описанное в нем смысл?