Бессмертный вместе с Мати и Пароной отправляется в застенки Яноме. Там его изучают придворные ученые, ежедневно убивая различными способами. В короткие периоды, когда не приходится возрождаться за Бессмертным ухаживает Мати, мечтающая стать матерью в будущем. Вскоре представляется возможность сбежать из тюрьмы, пусть и весьма опасная.
Сколько бы я ни возвращался к “To Your Eternity” истина ускользает от меня. В каждом томе есть граничащие с гениальностью сюжетные ходы и совершенно провальные их реализации. Каждый том оставляет послевкусие забродившего винограда, одновременно сладкого, но уже затронутого разложением.
Общая тема остается прежней – главный герой встречает разных людей и чему-то обучается у каждого, а когда очередной учитель умирает – принимает его форму. К третьему тому Бессмертный даже наловчился делать простейшие выводы из полученной информации. Своего рода машина для сбора и хранения человеческих знаний.
Моменты смерти выстроены максимально драматично. Для каждого персонажа показывают возможное будущее, которое уже не воплотиться. За эти несколько страниц хочется простить все недостатки манги, настолько трогательно происходящее.
Каждая сюжетная арка радикально меняет место действия и действующих лиц. Декорации тюрьмы сменяются деревней, а потом пиратским островом. Так же меняется и сама история. Если Мати хотела вырасти, став женой и матерью, а проблема окружения была в слепом следовании древним верованиям, то дальше в центре сюжета уже принятие человеком самого себя в сложных обстоятельствах, а проблемой окружения становится ксенофобия.
Вырисовывается закономерность – сюжет строится на человеке и обществе. Противостоянии сначала с самим собой, а потом и с окружающим миром. Но постоянно читать мораль о пороках и душевных травмах значит растерять часть читателей. Излишнее морализаторство редко идет произведению любого медиума на пользу. Чтобы разбавить сюжет, автор вводит мистического антагониста, а я перехожу к той части, где вынужден ругать мангу.
В этом мире нет так таковой магии. По крайней мере за четыре тома не встретились волшебники, обучающие их академии или даже артефакты. Зато есть Бессмертный, его создатель и Стучащие – существа, которые как-то связаны с надвигающимся апокалипсисом. Они же умеют отбирать накопленные сущности у Бессмертного. Происходит это во время боя. Как только сущность проигрывает, Стучащий тут же воплощает ее, тем самым забирая вместе с информацией о ней. Если убить противника, то накопленные знания возвращаются.
С новыми противниками непонятно ничего. У автора вообще очень плохо с построением правил мира. Так на Стучащих толком и правил-то нет. Известно, что это еще один самообучающийся организм, который опасен. При этом изначальная форма Стучащего неизвестна. Обычно это нечто абстрактное, вроде скопища веток или камней. Как именно они уничтожат мир тоже не ясно. Да и нападают твари только на Бессмертного. Видимо часть с антагонистами придется оставить на откуп будущим томам.
Хуже другое. За четыре книги я не почувствовал целостности мира. Ни политического строя, ни жестких правил, хотя бы элементарной физики. Даже карта, показанная во втором томе, состоит из нескольких крестиков и огромного пустого участка. Когда старик из соседней деревни способен вырастить человеческий орган и вживить его травмированному парню, чтобы добывать из него алкоголь повествование превращается в фарс. Можно списать происходящее на особое чувство юмора, но видится мне и иное объяснение.
“Форма голоса” не требовала проработки мира. Для его законов достаточно заглянуть в учебник физики или химии. Обычные люди, технологии, уклад жизни и политический строй. Читателю все это знакомо. Фантастическая вселенная требует скрупулёзного описания, иначе поверить в его реальность трудно, а значит и сопереживания его жители не вызовут. “Хроники Нарнии” начинаются с сотворения Нарнии, Роулинг сначала придумала весь мир Гарри Поттера, а только потом вырезала из него историю о Мальчике-Который-Выжил, про Средиземье и говорить нечего – проделанная профессором Толкином работа поражает воображение. Из манги можно отметить недавно вышедший в России “GUNNM“, где каждый том служит углублению вселенной, внося новые детали, цепляющиеся одна за другу. Даже в относительно короткой BD “Sha“ основы мироустройства подаются через детали.
“To Your Eternity” лишен этого. Потому происходящее вызывает чувство компьютерной симуляции жизни. Если все персонажи умрут, значит эксперимент не удался и нужно все повторить. Как, повторного эксперимента не будет? Но это антинаучно! В смысле «это не опыты на людях, а художественное произведение»?!
Проникновенный сюжет каждой арки отгоняет подобные мысли, но ровно пока не наступает переход от сцены к сцене. Мотивация главного героя – собирать знания, и она не помогает автору продвигать описание мира. Фактически Бессмертный может идти в любую сторону – везде найдутся смертельные опасности, способные научить чему-то новому.
Срабатывает фокус сериалов-антологий. Каждый новый сюжет порождает совершенно новую по настроению историю. Да и общая идея самообучающегося бессмертного организма интересна. Во что-то она рано или поздно должна вылиться. Но для четырех томов информации мало, сам главный герой еле развивается, о чем со страниц манги нам напрямую сообщает его создатель.
Еситоки Оима умеет играть на чувствах читателя. Ее призвание – строить социальные конструкты, чтобы раскрывать тему человеческой души максимально всесторонне. Если для вас это главное, то “To Your Eternity” станет настольной книгой на долгие годы, пока серию не издадут полностью. Для всех остальных… Лучше пройти мимо.