«Superman: American alien» М.Лэндис

«Superman: American alien» М.Лэндис, изображение №1

На протяжении многих лет я обходил Супермена в комиксах стороной. Мне не нравятся бессмертные и всемогущие персонажи – в них сложно поверить. Любая их личная драма кажется надуманной. Во многом подобное мнение сложилось благодаря фильмам. Старые картины с Кристофером Ривзом изображали героя, совершенно лишенным отрицательных качеств. Современный «Человек из Стали» красиво снят, но часть про детство и отшельничество, будто сделана для галочки, потому, что в современном кино нужно показывать героев ранимыми.

Похожая история произошла с Бэтменом. Современные комиксы показывают, как он без особого труда побеждает всемогущих врагов, круша машины и самолеты. Да, остаются шрамы, но, по большому счету, Бэтмен всегда выходит из передряги живым и более ли менее здоровым. А потом в моей жизни случился «Год первый», который перевернул всё, показав, как герою больно. Примерно такой же эффект произвел «American Alien».

«Superman: American alien» М.Лэндис, изображение №2

Семь историй, семь художников, семь моментов в становлении Кларка Кента. Большими буквами написан слоган комикса на задней стороне обложки: «This is not a Superman comic». Краткий курс молодого читателя. Жонглируя жанрами, художниками и стилями повествования, Лэндис пытается концентрированно показать, как закалялся человек из стали.

Краеугольным камнем стала тема одиночества. Несмотря на лучших приемных родителей, весь остальной мир был для Кларка враждебным. Воспитанный на идеалах современности он, по сути, ощущает себя чудовищем. На него давит человеческая мораль и необходимость хранить тайну.

«Superman: American alien» М.Лэндис, изображение №3

Как Лэндис об этом говорит? Прямой отсылкой к «Инопланетянину» Спилберга, смотрящей на Кларка из зеркала. Та самая мораль не позволяет выбросить заигравшегося в Бога миллионера из окна, даже если он этого заслуживает. Перед лицом полиции Кенту приходится врать, чтобы не выдать рентгеновское зрение, с помощью которого он видел преступников. Каждая история построена на множестве мелочей, помимо некой большой идеи номера.

Конечно, не болью единой жив сюжет. История как Кента перепутали с Уэйном на катере, где проходила вечеринка в честь дня рождения будущего Бэтмена, по большей части, смешная, особенно финал. Однако даже в моменты радости проскакивает щепотка грусти и то самое пресловутое одиночество, на этот раз в толпе.

Шутка ли – даже знаменитый костюм появляется только в последнем номере. Всё остальное время пришелец будет бояться, любить, теряться, летать и спасать людей, принимая себя и свое предназначение. В выпуске «Сова» Кларк практически не использует способностей, только чутье репортера и умение общаться. Это нужно, чтобы поставить на первый план человека, а не фигуру в плаще.

«Superman: American alien» М.Лэндис, изображение №4

Комикс необычен так же подходом к рисунку. Над ним работали целых семь художников с очень разными стилями. Каждый подбирался под тон конкретной истории, чтобы рисунок максимально подчеркивал происходящее. В творческий состав вошли Френсис Манапуль, Жоэль Джонс, Джок, Ник Драготта, Томми Ли Эдвардс, Джей Ли, Джонатан Кейс. Много известных имен, лауреатов премий и просто художников популярных серий.

Для меня «American Alien» стал комиксом, который может помочь в знакомстве с персонажем, к которому уже сложилось предубеждение. Он благополучно рушит стереотипы о герое без страха и упрека, параллельно развлекая интересным сюжетом или смачным экшеном. К тому же приятно посмотреть, что делает испугавшийся всесильный подросток-пришелец, когда в него стреляет из ружья очередной бандит.