«Бумкнига» продолжает арабскую экспансию на радость читателям. Вслед за такими важными произведениями о Ближнем Востоке, как “Палестина” и “Персеполис”, линейку издательства пополнил не менее интересный автобиографический комикс “Араб Будущего”.
Автор и художник Риад Саттуф, являющийся сыном араба и француженки, в графическом романе повествует о ранних годах своего детства, которые он провел в Ливии, Сирии и немного во Франции. Родители главного героя, Клементина и Абдель-Разак, познакомились в Париже в студенческие годы и после окончания учебы отправились на восток, в родные края отца.
События разворачиваются на рубеже 70-80-х годов, и перед нами открывается удивительный, экзотический мир, сочетающий традиционный уклад жизни и диктаторские порядки: Ливия и Сирия находились под властью просоветских режимов во главе с Муаммаром Каддафи и Хафезом аль-Асадом соответственно. Саттуф показывает повседневную жизнь, акцентируя внимание на разных удивительных особенностях окружающих его реалий.
В первую очередь шокируют неадекватные законы, которые устанавливали в своих государствах обезумевшие от безграничной власти и неоправданной веры в собственную непогрешимость правители. Например, прибыв в Триполи, семья Саттуф узнала, что в Ливии запрещены дверные замки, и любой гражданин может занять любой свободный дом, даже если его хозяин просто вышел на прогулку! Причиной же отъезда в Сирию становится еще более абсурдный закон, по которому всем жителям надлежало поменяться профессиями.
Общественные и бытовые порядки ближневосточных народов поражают не меньше. Юный Риад и его мать после прибытия в родное поселение Абделя-Разака с ужасом обнаружили, что для арабов в порядке вещей облизывать друг другу глаза, если в них попала соринка, женщины и дети питаются объедками с мужского стола, а испражняться на улицах средь бела дня для местного населения абсолютно нормально. Самое же дикое из того, о чем нам рассказывает автор — это повальный антисемитизм и ненависть по отношению к собакам, которых жестоко убивают только потому, что для мусульман они “нечистые животные”.
Все нелицеприятные и мерзкие реалии ливийско-сирийской повседневной жизни подаются через призму взгляда юного Риада, который на удивление беспристрастен. Кажется, что мальчик, от лица которого и ведется повествование, еще не до конца научился отличать черное от белого, а потому просто фиксирует происходящее, оставляя возможность сделать выводу читателю.
Помимо описания быта и окружающей действительности Саттуф касается и общения со сверстниками, и семейных взаимоотношений, но особо в его окружении выделяется образ отца. Абдель-Разак по современным меркам кажется весьма странным человеком: будучи грамотным и умным, он при этом очень наивен, беззаветно веря в утопические идеи панарабизма, и поэтому готов с легкостью променять уютный Париж на грязную и вонючую Сирию. Если Риад это араб будущего, то его папа — араб прошлого, мечтатель и романтик, чем-то напоминающий советских идеалистов, беззаветно веривших в мировую пролетарскую революцию.
Рисунок комикса нарочито прост, дабы его было проще принять за детский, чтобы подчеркнуть, от чьего лица ведется повествование. Интересная авторская находка — это работа с цветом. Комикс в основном покрашен тремя цветами (хотя бывают и небольшие исключения), один из которых зависит от места действия. К черному и белому во Франции добавляется голубой, в Ливии — желтый, а в Сирии — розовый. Это решение позволяет четко отделять локации друг от друга и разбавляет типичный для многих независимых комиксов монохром, благодаря чему визуальная составляющая смотрится довольно свежо.
В целом “Араб будущего” — отличный комикс с горьковатым послевкусием. Автор прекрасно изобразил повседневную жизнь на Ближнем Востоке, вот только эта картина не вызывает положительных эмоций. Читать о Сирии и Ливии невероятно интересно, но желание посетить описанные государства отбивается раз и навсегда.