Цезарь Великолепный» – третий комикс в линейке импринта “BUBBLE Visions“. Ему предшествовали «Кошки-Мышки» и манга «Якутия». Эта книга окончательно сформировал лицо импринта: инди-серии с авторским видением, вписывающиеся в общий визуальный ряд с сериями Bubble. На комикс возлагались надежды настолько большие, что авторам позволили напечатать не законченную историю, а лишь завязку к ней.
Сюжет рисованной истории разворачивается в альтернативно-исторической вселенной, развивающейся по канонам стим-панка. История стартует с падения летающего корабля на город Ставрополь. Не удосужившись познакомить нас с экипажем, автор комикса Алёна Спиридонова погружает нас в приключение главных героев, которым срочно нужно починить корабль. Цезарь Великолепный с юным помощником Августом, пробираясь через локации, сменяющиеся на каждом развороте, наконец находят таверну, где встречают Кристину Нальчик – сильную, независимую метательницу ножей и механика-любителя на полставки. Вместе они отправляются на корабль, потом возвращаются с него обратно в порт, потом на них нападают, Кристина исчезает, в сюжете появляется её отец, друг отца – отставной офицер Борис Морозов, затем друг детства Кристины Макс, вместе они разыгрывают сцену из мыльной оперы со взаимными обидами, обвинениями и надутыми губами, а затем, велением сценарного кнута, вынуждены убежать из города, зачем-то оставив половину героев в нем. Таким образом, на момент окончания тома экипаж состоит из Цезаря, Августа, Кристины, Бориса и кошки Василисы.
Трудно сказать, о чем книга после ее прочтения. Авторы дружно утверждают, что планируется затяжная эпическая история длиной более 50 выпусков, и на любые вопросы, связанные с сюжетом, просят подождать. Поэтому первые три номера посвящены знакомству с героями и выстраиванием взаимодействия между ними. В сети можно найти четвертый и половину пятого выпуска, в которых действие начинает потихоньку развиваться и в сюжет вводится понятие волшебного кристалла – Сердца механизма, способного управлять эмоциями людей. Этот кристалл был разбит, и цель героев – отыскать осколки, каждый из которых обладает силой управлять одной эмоцией, и соединить их вместе.
Если у вас возникает чувство дежавю от прочтения синопсиса, то вы не одиноки. Сюжет напоминает историю из игры “The Elder Scrolls II: Daggerfall” и почти любого эпического фэнтэзийного аниме. В каждом сюжетном повороте автор использует самое ожидаемое клише из всех возможных. При этом Алена Спиридонова, сценарист Ярослав Анжауров и колорист Яна Колестро отрицают влияние массовой культуры. Алена, которая, по её словам, «не имеет привычки переделывать сделанную работу», заявила в интервью проекту “Полочки“, что даже не знакомилась с произведениями в стилистике стим-панка, ограничиваясь поиском фотографий костюмов в соответствующем стиле в интернете. Если верить создателям, то остается предположить, что вторичность сюжета связана с неопытностью автора идеи. Это типичная проблема начинающих сценаристов, которую можно заметить, если читать фанфики: автор, пытаясь придумать оригинальные ходы, неосознанно выдает виденные раньше образы, синтезирую из них свои. Однако это не оправдание для комикса, за который я заплатил деньги. К сожалению, сюжет комика неоригинален и предсказуем.
То же касается и персонажей. Главный герой – обаятельный авантюрист с темным прошлым и печалью на сердце, окутанный романтической дымкой. Помощник – острый на язык рыжеволосый мальчишка лет 12, играющий роль шутника. Зачем Августу месяцами путешествовать с Цезарем в полном одиночестве на закрытом от людских глаз корабле – одному Фредерику Вертаму известно. Механиком в команде выступает Гаечка, то есть Одри Рамирес, то есть Кейли Фрай, то есть любая девушка-механик, которую вспомните. Персонаж Кристины Нальчик никак не развивается за три выпуска. Все, что читатель знает о ней – она умеет метать ножи и может починить двигатель. Учитывая, что затем в сюжете Кристина отходит на второй план, предполагаю, что она нужна как романтический интерес главного героя, не претендуя на яркую личную арку. Единственный приятный персонаж – Борис Морозов – типичный суровый вояка с добрым сердцем, который в команде играет роль отца. Он также вторичен, но его дизайн и характер любопытны, а развитие персонажа обладает большим потенциалом. Учитывая, что комикс стремится стать процедуалом с охотой за макгаффинами, Борис может стать интересным антигероем, то помогающим, то мешающим главным персонажам, исходя из своих шкурных интересов или скрытых мотивов.
Сценарий выполнен в странной, характерной для нулевых, манере, когда мысли персонажей вынесены в прямоугольные блоки, сопровождающие их. Не понимаю, почему Спиридонова избегает бабблов-облачков, тем более, что прямоугольники, висящие в воздухе, воспринимаются неестественно.
Кроме того, каждый комикс заканчивается цитатой из бортового журнала Цезаря, раздражающего своей искусственностью. Первый выпуск заканчивается открывающей страницей журнала, хотя герой до этого совершил длительный перелет и должен был вести записи. Помимо этого, текст записи не похож на прямую речь, он изобилует причастными и деепричастными оборотами, обособлениями, пафосными фразами и многозначительными паузами. Для моих текстов характерен такой стиль, ведь я знаю, что меня прочитают, и стараюсь четко и аргументированно высказать мысль. Для дневниковых записей характерна оборванность фраз, потому что человек и так знает, что думает, записываются лишь опорные факты. Эти же страницы выглядят претенциозными театральным монологами.
В этих дневниковых страницах есть и логические неувязки. К примеру, Цезарь знает о людях, о которых пишет, слишком много подробностей. Длинные описания внешности, биографии и характера Бориса, появляющиеся в «журнале» после третьего выпуска, написаны, согласно сюжету, после нескольких часов знакомства Цезаря с ним, проведенных в молчании или диалогах по существу. Понятно, что этот текст авторы вставляют для меня, читателя, чтобы я смог узнать персонажа. Но он выглядит искусственно, будучи интегрированным в мир комикса. В «Пиджаках и Револьверах» аналогичный текст вынесен в дополнительные материалы, это был ремарки от автора, не обремененные позицией персонажей. Здесь же я должен поверить, что Цезарь мыслит как компьютер, анализируя информацию и структурируя её в стиле материалов личного дела.
Из-за того, что первый том служит исключительно для введения в мир и знакомства с персонажами, читать его невероятно скучно. Не ясна мотивация персонажей, их цели и ценности, не понятно, почему они ведут себя так, как ведут; не известно, чем они занимались до начала событий. Мир комикса не раскрыт, история, политическая и экономическая ситуации лишь поверхностно описаны, непонятны правила и законы, неясна роль магии в мироустройстве. Эти многочисленные вопросы разбиваются о железобетонный аргумент авторов: «ждите, все будет дальше». Только вот авторы, кажется, не понимают, что даже первая арка должна содержать интересные события и быть законченной историей с завязкой, развитием и развязкой. Такие сценаристы, как Брайан К. Вон и Джонатан Хикман умудряются зацепить читателя с первых страниц, даже сталкиваясь с проблемой описания неизвестного мира. А Кирон Гиллен умело манипулирует интригой и сюжетными поворотами, используя прием ненадежного рассказчика, выстраивая почти бесконечную историю, и при этом в каждый выпуск помещает законченный сюжет. Вот эти люди могут вызывать желание читать продолжение, даже если придется ждать годами. Алена Спиридонова не смогла продать мне свой мир. Точки входа в новую фантастическую вселенную – это всегда персонажи, с которыми ты можешь себя ассоциировать, будь то новичок а-ля Джубили или давно живущий в этой вселенной персонаж наподобие Йона Тихого. Спиридонова не предлагает мне точек входа, заставляя уныло плестись позади приключающихся персонажей, ожидая, пока они обратят на меня внимание.
Наконец я добрался до самой очевидной проблемы. Рисунок ужасен. Хотя Спиридонова имеет профильное художественное образование, она допускает детские ошибки. Я был жестоко обманут великолепной обложкой Андрея Родина, но за ней встретил перекошенные лица, проблемы с перспективой, и невнятный, незапоминающийся рисунок с явным влиянием стиля аниме (именно аниме, не манги). Фигуры персонажей анатомически неправильные, ноги то слишком длинные, то слишком короткие, головы непропорционально меньше тел. Большая часть фреймов – это лица персонажей крупнейшим планом, иногда видны только их глаза и кончик носа. Даже во время сцен действия Алена Спиридонова центрируется на разговаривающих головах, отдавая предпочтение демонстрации эмоции на лице и игнорируя выразительность пластики тела. И вишенкой на торте стала кошка, которая в каждой сцене похожа на набивное чучело, а не на живое животное. Я давно заметил, что художники часто либо хорошо рисуют животных, либо хорошо рисуют людей, здесь же люди нарисованы «на троечку», а рисунок кошки ещё долго будет являться мне в кошмарах.
Можно было бы списать эти оплошности на стиль, однако Спиридонова тяготеет к реалистичному рисунку, что в сочетании с её зачаточными навыками рисования погружает комикс в пресловутую «зловещую долину»: каждый кадр чуть-чуть не дотягивает до понятия «хороший рисунок» по тому или иному параметру и вместе создают ощущение недоделанной работы. Не добавляет баллов и покраска – бледные, неконтрастные цвета заставляют персонажей сливаться с фоном, а в сценах, где контраст появляется, цвета фигур и фона не сочетаются друг с другом, порождая желание побыстрее пролистать.
Слабый сценарий, отсутствующий сюжет, плоские персонажи и ужасный рисунок в комплексе создают комикс, похожий на недоделанную поделку школьника. Если бы Алене было 12 лет, я бы рассыпался в комплиментах. Для серьезной, взрослой индустрии комикс выглядит оскорбительно. Не рекомендую его покупать, а если захочется с ним ознакомится, советую сделать это в открытых источниках в интернете.