Большая двойка, в попытках заработать побольше хрустящей зеленой валюты, уже довольно давно злоупотребляет парой приемов: оживляет хорошее, но забытое старое и выжимает досуха новые интересные идеи. Арка “Старик Логан” серии “Росомаха” от великого и ужасного Марка Миллара, повествующая о жизни постаревшего героя в постапокалиптическом мире, — пример из второй категории. Культовая работа по сути была законченным произведением (пусть и в рамках онгоинга того времени), однако боссы “Марвел” сочли, что не должно такому добру пропадать и решили вернуть полюбившегося многим хмурого седовласого мутанта с адамантиевым скелетом.
Сольные серии “Старик Логан” на данный момент представляют собой два тома. Первый (из пяти выпусков) от Брайана Майкла Бендиса и начало второго (из четырех выпусков) от Джеффа Лемира вошли в толстый сборник формата тпб, выпущенный на русском языке издательством “Комильфо”. О нем и поговорим.
Логика компоновки комиксов в одну книгу понятна, но есть нюанс. Том первый — не самостоятельное произведение, а тай-ин к событию “Secret Wars” и органичнее бы смотрелся в связке с ним. Комикс Брайана Майкла Бендиса представляет собой приквел и объясняет, как Логан оказался втянут в глобальную схватку с Доктором Думом, изменившую мир. События разворачиваются на планете Battleworld, созданной из осколков миров, одним из которых является Пустошь — постапокалиптическая территория, на которой проживает наш герой. В один прекрасный день с небес приземляется голова Альтрона, и он непонятно почему решает непременно выяснить, откуда она взялась. Логан бросает все и отправляется в путешествие по планете…
Завязка у комикса, мягко говоря, так себе, и последующие события ей соответствуют. Лимитка, словно квинтэссенция посредственных работ позднего Бендиса, впитала в себя большинство минусов, за которые в массах принято ругать творчество некогда сильного автора. Сюжет написан лениво, и смотрится вымученным и водянистым. Сценарист протащил Логана по нескольким локациям Мира Битв, и в конце просто вышвырнул на сражение с Думом под предлогом набившей оскомину избранности. Никакого смысла в путешествии не было, а от несчастного старика ничего не зависело — он просто ходил с открытым ртом, так как постоянно встречал альтернативные версии знакомых ему персонажей вселенной. Логан даже направление своего путешествия не выбирал: его то сошлют куда-то, то физически через границу перекинут.
Начало второго тома, вошедшее в сборник, концептуально схоже с лимиткой Бендиса. Это тоже своего рода пролог, но не к ивенту, а к основным событиям серии. Логан вновь оказывается в незнакомом для себя мире, полном старых друзей и врагов, но на этот раз он не на лоскутной планете, а на земле, которая является параллельной реальностью по отношению к его родному миру.
Джефф Лемир словно преподает урок Бендису, устраняя главную слабость комикса предшественника: Логан больше не безвольная марионетка, плывущая по течению сюжета. Решив, что он может изменить прошлое, главный герой берется устранять лиц, устроивших ад в Пустоши. Другой важный аспект, который присутствует во второй серии — это работа с персонажем. Герой предстает перед нами опустошенным и потерянным, Росомаха чувствует себя чужим и ненужным и считает свой план последним делом жизни, однако по ходу действия понимает, что не одинок и у него есть будущее в новом мире. Лемир в очередной раз показал себя отличным психологом, способным убедительно показать трансформацию личности, о чем Бендису в нынешней форме остается только мечтать.
Обе серии иллюстрировал маэстро Андреа Соррентино, так что за визуальную часть можно не волноваться. Его рисунок с грубоватыми линиями и умеренной детализацией отличается эмоциональностью и мрачной атмосферой, благодаря чему отлично подходит к историям о Логане. Отдельно хочется отметить работу с панелями: фишка комиксов — использование вытянутых горизонтальных и вертикальных полос, зачастую на контрасте с большими кадрами.
В целом первый томик “Старика Логана” можно рекомендовать к покупке. Старт серии Джеффа Лемира конечно уступает оригинальному произведению Миллара, но это добротный увлекательный комикс, сделанный с умом и вызывающий желание ознакомиться с последующими событиями. Что касается поделки Бендиса, то ее можно полистать ради рисунка Соррентино.