«Иуда» Д.Лавнесс

Как показали нам З.Снйдер и Р.Скотт, давняя традиция использовать в произведениях библейские отсылки живет и здравствует. И спустя две тысячи лет со смерти Христа, творцов по-прежнему волнуют эти ветхие сюжеты. И не зря, ведь есть среди них множество загадок, пытаясь ответить на которые веками не могут сойтись богословы в едином мнении.

Одна из таких библейских тайн – предательство Иисуса Иудой Искариотом. Почему вдруг верный ученик решил продать учителя, в чью божественность он уверовал? Даже будучи шестилетним ребенком, листавшим детскую иллюстрированную библию, я озадачился на этом эпизоде истории. Тогда я решил для себя, что Иуда был самым преданным из учеников Иисуса. Ведь Христос знал свою судьбу наперед, а значит, ему суждено было погибнуть на кресте. А чтобы попасть туда, необходимо было предательство. Невероятная любовь нужна, чтобы оставаться верным человеку до самого конца, но какая любовь и преданность требуется, чтобы отправить своего учителя, своего Бога на смерть? Думаю, эта любовь куда больше. Ведь странно, что человек, продавший Иисуса, сразу после этого отказывается от награды и убивает себя.

Так рассуждал шестилетний Гуль. Надо отметить, что я тогда был в принципе склонен оправдывать злодеев и искать причины, которые привели человека к преступлениям. Повзрослев, я узнал, что многие разделяют мою версию предательства Иуды. Более того, объяснений поступка Искариота создано великое множество за прошедшие две тысячи лет. Слишком уж загадочный и неожиданный этот поворот сюжета. Среди объяснений есть и версии о революционере, что пытался освободить родину от Рима. Существует даже «Евангелие от Иуды», где Искариот оказывается не просто любимым учеником, а единственным, кому Христос передал сокровенные знания о мироздании.

В общем, неудивительно, что от комикса «Иуда» Джеффа Лавнесса и Якуба Ребелки я ждал повторения одной из версий, которые уже успели описать многочисленные авторы разных эпох. Однако меня ждал сюрприз. За четыре номера Джефф смог несколько раз поставить все с ног на голову.

«Иуда» Д.Лавнесс, изображение №1

История начинается с Иуды, который очутился в аду. Он задается вопросами о своем предназначении в истории Иисуса. Он сомневается. Не послушной ли марионеткой в руках судьбы он стал? Не отвел ли Христос ему роль предателя уже при их встрече? Помочь докопаться до истины вызывается сам Люцифер. И это прекрасный момент. Автор проводит параллель между Дьяволом, к которому в последнее время тоже стали относиться с симпатией, и Иудой. Один предал Бога, второй предал его сына. Дальше же нас ждет рассуждения Денницы, которое, как мне кажется, знакомо каждому сомневающемуся христианину.

Люцифер напоминает Иуде о всех злодействах, что сотворил Бог, причем он перечисляет тех, кто творил дурное во все предыдущие эпохи, напоминая мысль Мориарти: «Каждой сказке нужен старый-добрый злодей». А если Бог не может вершить судьбы без жестоких и бесчеловечных деяний, то справедливо ли отправлять тех, кто делает за него грязную работу, в ад? Не стал ли и Иуда такой же левой рукой господа? Справедливо ли наказание за прекрасно сыгранную роль?

Думаю, каждый христианин рано или поздно задавался подобными вопросами. Если всё на свете случается по воле божьей, то почему люди должны отправлять в ад? Разве не его волю они исполнили? Одна из логических несостыковок, которая многих толкнула в сатанизм или люцеферианство. Вот и Иуда прислушался к голосу дьявола. Потому в момент, когда Христос спускается в ад, Искариот уже полон ненависти к нему. Причем Джефф показывает сошествие в ад не как проповедь в преисподней, не как военный набег с захватом душ ветхозаветных грешников, но как падение под тяжестью грехов человечества. Иисус взял на себя все грехи, а грешникам положено отправляться в ад и страдать, что и показывает Джефф.

«Иуда» Д.Лавнесс, изображение №2

В этом моменте я заинтересовался происходящим, ведь вопрос «А справедливо ли существование ада?» слишком избитый, в нем нет ничего нового. А вот сошествие Христа в ад как обычного грешника – это уже интересно. Да еще и Иуда, полный ярости и ненависти к учителю. Однако по-прежнему не было ответа на главный вопрос: «Почему Иуда предал?». И знаете, это в итоге и удивило, но комикс совсем не об этом. Лавнесс берет на себя роль адвоката Бога. Он объясняет цели тех жестоких поступков, которыми Люцифер иллюстрировал божественную несправедливость, и показывает, что без них никак нельзя было, от чего Иуда обретает мир в душе, он прощает Христа.

Лука и Иоанн в своих евангелиях говорят, что предательство Иуды случилось при участии Сатаны. Лавнесс в начале подтверждает эту версию, но потом переворачивает всё и говорит, что предательство Иуды и его самоубийство –замысел Божий, а не дьяволов. Иуда должен был ждать Иисуса в аду, иначе не было бы и Воскрешения.

Лично для меня как христианина в прошлом этот комикс оказался очень эмоциональным. Джефф вдохнул жизнь в знакомые образы. При чтении «Иуды» мне вспоминался «Голиаф» Т.Голда, который также показывал библейского персонажа живым человеком. Этот комикс нисколько не похож на рассуждение и толкование библии, вложенное в уста Иуды и Люцифера. И они, и Иисус, и даже Бог показаны как люди со своими эмоциями, страхами и обидами.

«Иуда» Д.Лавнесс, изображение №3

Признаюсь, что в момент освобождения Христа у меня проступили слезы. И во многом этот эффект достигнут не сценаристом, а художником. Лавнесс подготовил почву к кульминации, мастерски провел меня через сюжет, выверив темп, обманывая мой преждевременный скепсис, чтобы дать возможность Ребелке с помощью рисунка буквально взорвать восприятие истории. Можно ли изобразить такую абстракцию как освобождение? На мой взгляд, Якову это удалось. Причем это было бы невозможно не только без сценария Джеффа, но и без подготовительной работы самого Ребелки. Весь комикс он умело создавал ледяную атмосферу ада. От пейзажей преисподней будто исходит мороз. Причем цвет также четко отделяет жизнь от смерти, а в нужный момент дарит возможность ощутить боль и муки Христа. Причем оттенки Яков выбирает темные, что и подготавливает почву для эмоциональной мощи кульминационной сцены.

«Иуда» — пример редкого переплетения сценария и рисунка, где одно без другого теряет всякий смысл. Обе составляющие комикса обладают одинаковой силой и созданы поистине талантливыми людьми. При этом в произведении нет ничего лишнего, нет заумностей, нет двойного дна, зато есть искренность и тема, которая еще долгое время будет актуальна, облаченная в прекрасную форму. На мой взгляд, «Иуда» — это настоящее произведение искусства. И я настоятельно рекомендую каждому прочитать его.

Ю.Гуль