«Блюз Старого Города». Я.Милоноянис

Киберпанк переживает эпоху стабильности. Направление заняло свою нишу, регулярно выходят интересные работы и в кино, и в комиксах, и в литературе, но при этом рынок не перенасыщен. Свои пять копеек в развитие жанра решил внести и молодой автор Янис Милоноянис, в 2011-м году написавший и нарисовавший свою дебютную работу, которая недавно вышла на русском стараниями издательства Jellyfish Jam.

События комикса разворачиваются в 2048-м году в Греции. Столицей государства является суперсовременный город Новые Афины, отстроенный транснациональной корпорацией “Хаяси”. Ее руководитель, известный многочисленными модификациями тела, убит, и за расследование берется детектив Солано из специальной полиции. Распутывая ниточки, расходящиеся от преступления, главный герой постепенно узнает секреты Старого Города — нищих трущоб, окружающих высокотехнологичный мегаполис.

Концепция произведения для жанра не нова, и интригует в первую очередь местом действия. Киберпанк с греческим колоритом — это что-то новенькое! Увы, потенциально интересная задумка оборачивается первым разочарованием: от Афин в классическом понимании здесь только 4 столба античного стиля на первой странице. Так как по сюжету город был восстановлен “Хаяси” после наводнения, разрушившего его до основания, то и оказывается он типичным японским мегаполисом со всеми вытекающими.

«Блюз Старого Города». Янис Милоноянис, изображение №1

На поверку в комиксе вообще нет ни грамма оригинальности. Представьте себе типичный киберпанк, и все что вам пришло на ум скорее всего будет на страницах “Блюза”. Основные ключевые концепции на местах: главенство конфликтующих корпораций, развитие технологий в соседстве с нищетой и разрухой, соединение сознания человека и машины, экологические проблемы. Дизайн также вызывает сильнейшее дежа вю. Округлые автомобили, огромные двуногие роботы и дающие невидимость костюмы покажутся знакомыми большинству любителей фантастики.

Нет изюминки и в образах персонажей, которые навевают воспоминания о культовом аниме “Призраке в доспехах”. Детектив Солано — типичный хороший коп, не утративший веру в справедливость и готовый довести расследование до конца, несмотря на препятствия, учиняемые корпорацией, которая не хочет выносить сор из избы. Мудрый начальник детектива своей хитростью и осторожностью напоминает Арамаки, а его своенравная коллега, пилот боевых доспехов “мобиган”, вообще вылитая майор Мотоко Кусанаги!

Может быть стоит закрыть глаза на вопиющую вторичность и штампованность ради отличного сюжета? Снова нет. История вышла цельной и крепкой, без особых провисаний, однако сюжетные повороты довольно предсказуемы, а героям все дается слишком уж легко, что уменьшает шанс вызвать сопереживание.

«Блюз Старого Города». Янис Милоноянис, изображение №2

Почему комикс получился таким становится понятно из послесловия. Милоноянис, будучи начинающим художником, делал комикс для того, чтобы показать его как пример работы для крупных издательств и изначально не планировал выпуск для широкой аудитории. Очевидно, что в связи с этим автор не стал утруждать себя придумыванием нового, а просто взял образы и концепции, что любит с детства сам, и прикрутил к ним нехитрый сюжет.

Что же касается рисунка, который автор и стремился “продать” издателям в первую очередь, то он, несмотря на грубоватый и местами схематичный стиль, в целом хорош и выразителен. Без огрехов правда не обошлось, и слегка пострадали несколько экшн-сцен, в которых непросто понять происходящее, но это, скорее всего, связано с неопытностью художника.

“Блюз старого города” погубила вторичность, поэтому рекомендовать его могу лишь большим фанатам киберпанка, готовым читать все в любимом жанре, либо наоборот, читателям, совершенно не знакомым с направлением.

© А. Разинов