Киберпанк переживает эпоху стабильности. Направление заняло свою нишу, регулярно выходят интересные работы и в кино, и в комиксах, и в литературе, но при этом рынок не перенасыщен. Свои пять копеек в развитие жанра решил внести и молодой автор Янис Милоноянис, в 2011-м году написавший и нарисовавший свою дебютную работу, которая недавно вышла на русском стараниями издательства Jellyfish Jam.
События комикса разворачиваются в 2048-м году в Греции. Столицей государства является суперсовременный город Новые Афины, отстроенный транснациональной корпорацией “Хаяси”. Ее руководитель, известный многочисленными модификациями тела, убит, и за расследование берется детектив Солано из специальной полиции. Распутывая ниточки, расходящиеся от преступления, главный герой постепенно узнает секреты Старого Города — нищих трущоб, окружающих высокотехнологичный мегаполис.
Концепция произведения для жанра не нова, и интригует в первую очередь местом действия. Киберпанк с греческим колоритом — это что-то новенькое! Увы, потенциально интересная задумка оборачивается первым разочарованием: от Афин в классическом понимании здесь только 4 столба античного стиля на первой странице. Так как по сюжету город был восстановлен “Хаяси” после наводнения, разрушившего его до основания, то и оказывается он типичным японским мегаполисом со всеми вытекающими.
На поверку в комиксе вообще нет ни грамма оригинальности. Представьте себе типичный киберпанк, и все что вам пришло на ум скорее всего будет на страницах “Блюза”. Основные ключевые концепции на местах: главенство конфликтующих корпораций, развитие технологий в соседстве с нищетой и разрухой, соединение сознания человека и машины, экологические проблемы. Дизайн также вызывает сильнейшее дежа вю. Округлые автомобили, огромные двуногие роботы и дающие невидимость костюмы покажутся знакомыми большинству любителей фантастики.
Нет изюминки и в образах персонажей, которые навевают воспоминания о культовом аниме “Призраке в доспехах”. Детектив Солано — типичный хороший коп, не утративший веру в справедливость и готовый довести расследование до конца, несмотря на препятствия, учиняемые корпорацией, которая не хочет выносить сор из избы. Мудрый начальник детектива своей хитростью и осторожностью напоминает Арамаки, а его своенравная коллега, пилот боевых доспехов “мобиган”, вообще вылитая майор Мотоко Кусанаги!
Может быть стоит закрыть глаза на вопиющую вторичность и штампованность ради отличного сюжета? Снова нет. История вышла цельной и крепкой, без особых провисаний, однако сюжетные повороты довольно предсказуемы, а героям все дается слишком уж легко, что уменьшает шанс вызвать сопереживание.
Почему комикс получился таким становится понятно из послесловия. Милоноянис, будучи начинающим художником, делал комикс для того, чтобы показать его как пример работы для крупных издательств и изначально не планировал выпуск для широкой аудитории. Очевидно, что в связи с этим автор не стал утруждать себя придумыванием нового, а просто взял образы и концепции, что любит с детства сам, и прикрутил к ним нехитрый сюжет.
Что же касается рисунка, который автор и стремился “продать” издателям в первую очередь, то он, несмотря на грубоватый и местами схематичный стиль, в целом хорош и выразителен. Без огрехов правда не обошлось, и слегка пострадали несколько экшн-сцен, в которых непросто понять происходящее, но это, скорее всего, связано с неопытностью художника.
“Блюз старого города” погубила вторичность, поэтому рекомендовать его могу лишь большим фанатам киберпанка, готовым читать все в любимом жанре, либо наоборот, читателям, совершенно не знакомым с направлением.
© А. Разинов