Переиспользование старых идей в супергероике стало чем-то неотъемлемым. Действительно, когда нужно раскрутить персонажа, печатающегося с сороковых годов, остается только рыться в материале, пытаясь наскрести хоть одну тему, которую не затронули предшественники. Трендом последних лет и вовсе стала деконструкция образа. Разобрать героя до основания, все бросить в огромный таз, промыть хорошенько и достать только определенные, самые лучшие, по мнению сценариста, куски. У некоторых получается очень хорошо. “Сорвиголова” от Марка Уэйда тому знаковый пример. Но чем дальше — тем хуже. Недавно воскрешали Росомаху, порвали два баяна, однако комикс получился совершенно отвратным. Так не пора ли сменить стратегию?
Видимо так подумал Алекс Росс и Джим Крюгер, создавая “Project Superpowers”. В основу концепции положили возвращение типичных персонажей времен Второй мировой войны в наше время. Их запер в урне Пандоры один из супергероев прошлого, надеясь удержать таящееся в древней утвари зло. Но как оказалось, зло обитало в сердцах людей, и потому современность не порадовала борцов за демократию из сороковых.
Герои под стать сюжету. Суровые, мускулистые, прямолинейные и не снимающие костюмов никогда. Образ стереотипного супера, в котором отсутствует альтер-эго. Центральное место в истории занимают Fighting Yank и Black Terror — невольный предатель, ведомый духом предка и яростный неуязвимый герой. Однако и остальные персонажи по колориту не отстают. Маг, герой легенд, лучник, самый быстрый человек на Земле, гений, собравший свой собственный экзоскелет — оммажи есть на многих персонажей большой двойки.
При этом большинство персонажей получили характеры, мотивацию и собственный взгляд на окружающий мир. История одновременно становится и личной, и глобальной. Капитализм ведет экспансию на восток, в некую страну с залежами нефти, да к тому же породил теневое правительство. Вернувшимся положение дел не нравится. Даже личная вендетта отходит на второй план. У них есть вопросы к текущему порядку и силы, чтобы получить ответы.
У комикса сильный, но абстрактный политический подтекст. Он сводится к фразе “не за это деды воевали”. Потому злодеи здесь относительны. Вроде они и ведут войну на востоке, но используют для этого зомби. С мертвяками проще работать — оторвало ногу — пришей от товарища. К тому же граждане твоей страны не умирают с винтовкой в руках, а значит, в СМИ будешь выглядеть героем. Абстрактность заключается в отсутствии путей разрешения конфликта и лишь общей картине происходящего. Нет истории борьбы, подробностей и причин противостояния. Непривычно видеть в современном комиксе настолько четкое разделение на черное и белое.
Не одной социальной повесткой хорош “Project Superpowers”. Благодаря реалистичному визуальному стилю и ориентации на взрослую аудиторию, авторам удалось показать красочные сражения. Крови никто не чурается. Разрубить человека пополам рукой здесь в порядке вещей. Есть даже аналог битвы Нео и толпы агентов Смиттов из “Матрицы”. Минусы вытекают из общей старомодности. Костюмы героев будто нарисованы на мускулистых телах. Хотя анатомия в целом правильная, что подчеркивает — создатели брали из старых комиксов лучшее.
Первый том “Project Superpowers” одновременно прямолинейный благодаря простым персонажам и вместе с тем несет в себе политическую повестку, что добавляет глубины произведению в целом. Упрощение персонажей лишь следствие из попытки Крюгера вернуться к однозначно честным и благородным героям прошлого. Никаких размытых границ — вот добро, вот зло и злу пора навалять.