«Человек-Паук 2099», как и вся его вселенная, был отличной идеей. Мигель О’Хара, с отличающимися от классического Паука силами, костюмом, поведением и этикой – он понравился читателям и потому не стал проходным альтернативным вариантом Паркера, а получил в 1992 году собственный онгоинг, длившийся 46 номеров. Далее персонаж мелькал время от времени в других сериях, пока, спустя 20 лет, не появился в серии «Совершенный Человек-Паук». По ходу сюжета Мигель О’Хара попадает в настоящее, в 2014 год, и остается там, чтобы защитить собственного деда. В этот момент стартует 2 глава Человека-Паука 2099, написанная Питером Дэвидом и нарисованная Уилом Слайни.
Сюжет комикса раскачивается медленно, явно рассчитывая на долгое повествование. Первые два выпуска — это пролог, они нацелены на экспозицию и развешивают многочисленные сюжетные «ружья». Читателю демонстрируют четыре основных направления развития истории: адаптация Мигеля О’Хара к нашему миру, романтическая связь героя с соседкой Темпест, наплевательское отношение босса героя, Тиберия Стоуна, к этической стороне бизнеса и то, что непосредственная начальница Мигеля начала подозревать того в «паучести». Тема номер три получает развитие уже в следующем выпуске, в котором Мигель и Тиберий едут в Транс-Сабаль, собирательный образ ближневосточной страны с диктаторским режимом. В ходе стычки с местным революционным движением Стоун неожиданно для О’Хары и читателя проявляет благородство, что делает его образ чуточку глубже. Также к постоянному составу второстепенных персонажей присоединяется МакГарган, больше известный как Скорпион. Дальше история не продвинулась, поскольку «Человек-Паук 2099», а вместе с ним и его серия, влип в «Паучие миры».
4 из 12 выпусков онгоинга отданы под тай-ины к кроссоверу. Мигеля О’Хара вырывают из настоящего и вынуждают сражаться с Наследниками. Наш герой вместе с Леди Паук и Шестируким Пауком отправляются в 2099 год, чтобы провести вскрытие Деймоса, а затем в 1895, чтобы отремонтировать Леопардона. Чтобы понимать, кто эти персонажи и почему Паук с ними сотрудничает и сражается, нужно читать другие серии (как говорится, спрашивайте в магазинах). Происходящие события никак не влияют на сюжет самой серии, разве что Мигелю удается заполучить лечебную сыворотку для болеющей подруги. Как только кроссовер заканчивается, серия продолжается дальше, а главный герой ни словом не вспоминает о той мешанине, в которой пришлось поучаствовать. Итогом кроссовера стало то, что Мигель снова переносится в 2099 год. Но не в свой мир.
Паук оказывается в альтернативном будущем, которым правит Маэстро, злая, но разумная версия Халка. Этот любопытный мир, созданный когда-то сценаристом серии, Питером Дэвидом, тем не менее не получает шанса раскрыться перед новым читателем. Почти сразу Мигель перемещается обратно в настоящее, где завершает сюжетную арку Темпест. Казалось бы, филлеры пройдены, фигуры расставлены, кроссовер отгремел, пора сюжету встать на прямые рельсы – но в этот момент глава заканчивается, наткнувшись на Секретные Войны, перезагрузку вселенной и сброс нумерации.
Эта серия показывает, насколько некомфортно бывает автору работать в режиме тай-инов. Питер Дэвид вынужден отставить в сторону свои идеи и разработки и стать винтиком в сюжетной машине Дэна Слотта, а затем резко свернуть историю, понимая, что на полноценную арку не хватит времени. Сюжет с Маэстро, по свей видимости, вызван тем, что Дэвиду не хотелось возвращать героя в родное время, и потому сценарист решил вновь использовать своего персонажа, чтобы оправдать возвращение Мигеля в настоящее. На момент окончания серии из четырех заявленных в начале сюжетных линий получила развитие только две, да и то как-то криво. Складывается ощущение, что Дэвид и не пытался рассказывать запланированную историю, решив перетерпеть безумные проекты боссов издательства.
Обрубленный сюжет усугубляется старомодным сценарием. Слово «старомодный» звучит парадоксально на фоне названия, однако не удивляет, если вспомнить, что Питер Дэвид родился в 1956 году. Он начал писать ещё в 80-х, а к 90-м добился расцвета и нашел собственный стиль. Возможно, тогда этот стиль выглядел круто, но в комиксе 2014 года не воспринимается всерьез. Огромные баблы с экспозицией от каждого встречного персонажа, закадровый голос Мигеля, который комментирует и объясняет читателю то, что он и так уже знает, обязательная любовная линия с дамой в беде, прикрытая псевдо-феминистическим флером, злобная корпорация, на которую герой вынужден работать – от каждой страницы комикса так и веет 90-ми.
При этом сам главный герой – парень приятный. В отличие от нытика Питера Паркера, Мигель О’Хара быстро ориентируется в ситуации, находит нетривиальные решения проблемы, не зацикливается на этичности поступков, считая спасение жизней людей важнее моральной стороны вопроса. Герой мил с окружающими, но не стремится отпускать колкости каждую минуту, следует намеченной цели и плану, но гибок в принятии решений. Таким мог бы быть Совершенный Человек-Паук, если бы редакторы не давили на Дэна Слотта. А вот окружающие героя второстепенные персонажи похожи на бледные копии героев фантастических боевиков и драм 90-х.
Рисунок в комиксе – моя больная тема. Уилл Слайни – неплохой художник, нарисовавший несколько научно-фантастических серий для издательства «Boom! Studios», а затем перешедший работать в «Marvel». Он рисует в стиле, напоминающем Джека Кирби и анимационнный сериал «Арчер», применяя довольно жирные линии, подчеркнутые тени и несколько слоев текстуры, явно используя для создания рисунка компьютерные технологии. Долгое время его работы имели стандартный для двухмерной компьютерной графики вид, но в 2013 году Слайни то ли поменял инструменты, то ли решил поэкспериментировать с 3D моделированием, и рисунки стали похожи на персонажей компьютерной игры «Mass Effect», с такими же странными позами и глазами, глядящими в пустоту. Я с пониманием отношусь к творческому поиску и развитию художественных навыков, но в этот переходный период на рисунок Слайни смотреть просто больно. И, к сожалению, этот переходный период пришелся на серию «Человека-Паука 2099». В дальнейшем художник разобрался в том, как делать приятный для глаз рисунок в новом для себя стиле, но в этой серии арт я похвалить не могу.
Посредственный сценарий и плохой рисунок в сумме составляют комикс, который читается один раз из большой любви к Человеку-Пауку 2099. Видимо, это не только мое мнение, потому что первый выпуск занял 42 место по продажам в 2014 году, то есть был с интересом встречен читателями, однако уже второй выпуск упал на 402 место, и дальше интерес читателей терялся с астрономической скоростью. На продажи не повлияло даже участие серии в «Паучьих Мирах». А ведь этот персонаж заслуживает куда больше внимания, чем тридцатилетний инфантил в красно-синем трико.
В России серия вышла в составе двух сборников в мягкой обложке, аналогичных оригинальным, от издательства «Другое Издательство». Качество печати и визуальной адаптации находися на хорошем уровне, перевод же Ярослава Абрамова показался мне бледным и скучным, нивелирующим особенности речи персонажей. Тем не менее, каких-то очевидных ошибок я выделить не могу.
Эта любопытная, хоть и немного старомодная, серия не удалась, по моему мнению, из-за того, что у сценариста были связаны руки. После перезапуска он снова стал писать серию про «Человека-Паука 2099». Что удалось сделать Питеру Дэвиду в более комфортных условиях – я расскажу как-нибудь в другой раз. А этой серии я ставлю твердое и решительное «эх»!