«Н» М.Гуггенхайм

Пугать с помощью комиксов довольно сложно. Куда комфортнее хоррор себя чувствует в литературе, где с помощью текста и недосказанности можно взбудоражить фантазию читателя, чтобы он рисовал ужасы сам; как впрочем и в кинематографе, где можно использовать эффект неожиданности. Комикс подобных удобных инструментов лишен: он статичен и при этом обязан показывать всё. Поэтому авторам комикс-хорроров нужно использовать какие-то иные подходы, учитывающие особенности медиума, если они хотят вызвать у читателя страх. Справился ли с этим Марк Гуггенхайм, который адаптировал повесть Стивена Кинга «Н»? Будем разбираться.

«Н» — единственная ранее нигде неопубликованная повесть в сборнике «После заката»… неопубликованная в формате текста, однако ее успели адаптировать под вебизоды – двухминутные ролики с чередой рисунков и голосом, который читает текст на фоне. За адаптацию отвечал опытный сценарист Марк Гуггенхайм, а рисунки готовил довольно известный художник Алекс Малеев. Однако заработка на вебизодах «Marvel» не хватило, и свет увидел комикс, собранный из рисунков Малеева.

«Н» М.Гуггенхайм, изображение №1

Серия рассказывает о череде самоубийство людей, которые посетили одно и то же поле в недрах многострадального штата Мэн. На этом поле стоит круг из восьми камней, что весьма важно, ведь в определённое время камней как будто остается семь и необходимо, чтобы кто-то вновь и вновь убеждался, что глыб на поле по-прежнему восемь, иначе вырвется на волю великое зло в форме уродливого человекоподобного чудища. Именно эта обязанность систематической проверки количества камней и свела в могилу главных героев изоповести.

Стивен Кинг утверждает, что на написание «Н» его вдохновила повесть «Великий бог Пан» Артура Мейчена. Я не поленился почитать её, и должен сказать, что не вижу практически никакой связи. Возможно, речь идет лишь об общей мысли, что помимо нашей реальности, есть и другие миры, а поднять полог, отделяющий их друг от друга, можно лишь обезумев. В остальном «Н» — это чисто лавкрафтовское произведение, начиная от повествования через набор разнообразных документов и заканчивая непроизносимым именем монстра.

«Н» М.Гуггенхайм, изображение №2

Чем же пытается пугать комикс? Тем, как просто сойти с ума. Самим этим безумием, когда человека изматывает его же собственное сознание, доводит до отчаяния. А еще он пугает мыслью, что сумасшедшие – на самом деле видят мир истинно, а все остальные уверены в объективной реальности, которая оказывается иллюзией. В общем, Кинг пытается пугать не чудовищами и не выскакивающими из-за угла тенями, в «Н» он дарит возможность прожить вместе с несколькими людьми падение в пучину сумасшествия, а это довольно жуткий опыт. Мир безумца зыбок, потому что он теряет всякую уверенность в том, что реально, а что является лишь обманом больного рассудка. Как мне кажется, именно такой подход оказался выигрышным не только в формате повести, но и в варианте комикса, ведь при чтении если не появляется страх, то становится как минимум неуютно. Так что с адаптацией и погружением читателя в вязкое безумие главных героев.

«Н» М.Гуггенхайм, изображение №3

Испортить впечатление может рисунок. Малеев использовал обработанные фото людей, причем, на мой взгляд, во многих местах и позы, и выражения лиц были изображены неудачно, потому что или выглядели неестественно, или передавали явно не подходящую эмоцию. Многих такой стиль оттолкнул и не дал погрузиться в произведение. Лично у меня таких проблем не было, но многие негодуют из-за рисунка в этом комиксе.

В целом «Н» — это умело сделанная адаптация, которая выглядит абсолютно самостоятельным произведением, не требующим обращения к первоисточнику для заполнения пробелов. Со своей задачей комикс справляется, причем отдельно стоит сказать о финале, который так и требует, чтобы читатель обязательно нашел злополучное поле и пересчитал камни.

Ю.Гуль