«Зенобия» М. Дюрр

Пожалуй, самым неожиданным и, нужно признать, весьма приятным анонсом от «КомФедерации» за последние месяцы стал комикс Мортена Дюрра и Ларса Харнемана «Зенобия». С чувством написанная аннотация обещает трагичную и глубокую историю о войне, которая должна напомнить читателю, что «за каждым новостным заголовком, за каждой фотографией военных корреспондентов стоят судьбы обычных людей, таких же, как мы». Бесспорно, аннотация — главное, что продает книгу. Однако окажется ли комикс столь же прекрасным?

«Зенобия» М. Дюрр и Л. Харнеман, изображение №1

«Зенобия» обласкана критиками сполна: она была признана лучшим комиксом и лучшим детским комиксом Министерством культуры Дании, а также номинирована на национальную премию за работу художника и колориста. Авторы «Зенобии» — опытные профессионалы, завоевавшие уважение и признание в своих сферах. Мортен Дюрр — популярный писатель, автор более 50 книг, которые были переведены на десяток языков; Ларс Харнеман — отмеченный многими наградами художник, иллюстратор 100 детских и научно-образовательных книг. Эти факты еще больше укрепляют уверенность в том, что под обложкой ждет уникальная, удивительная история, но… Сначала поговорим о сюжете.

Мы встречаем девочку Амину, которая рассказывает историю своей жизни. Она родилась в современной Сирии, любила играть в прятки, хотела быть похожей на Зенобию — королеву-воительницу Сирии, которая «могла ездить как мужчина, сражаться как мужчина и править как мужчина» и империя которой «простиралась от Александрии до Анкары, от Египта до Турции». У Амины были горячо любящие ее мать и отец, но однажды они не вернулись домой. За девочкой пришел ее дядя и отдал последние деньги, чтобы Амину посадили на лодку, переполненную другими беженцами, спасающимися от войны. А лодка… Впрочем, исход истории авторы комикса показывают на первых страницах, потому финал не становится неожиданностью… У вас не создается ощущение, что нечто подобное мы уже видели?

«Зенобия» М. Дюрр и Л. Харнеман, изображение №2

Тема политических и военных конфликтов в комиксах поднимается нередко. Русскоязычному читателю хорошо знакомы такие шедевры графического искусства, как комикс-репортажи Джо Сакко, «Персеполис» Маржан Сатрапи и «Фотограф» Эмманюэля Гибера, Дидье Лефевра и Фредерика Лемерсье. Глубокие, наполненные страстью, ощущением ужаса и вместе тем чувством надежды, они встряхивают читателя за плечи, заставляют его широко раскрыть глаза, а сердце — забиться чаще. На их фоне «Зенобия» кажется излишне упрощенной, поверхностной и нераскрытой, а история героини вызывает замешательство, нежели сочувствие. Можно ли сочувствовать Амине? Нам известно о ней лишь несколько обрывочных фактов, для нас она так и остается незнакомкой. Девочка не делает ничего такого, что заставило бы восхищаться ей, а в финале мы видим, как она сдается. Только включив воображение и представив (или вспомнив примеры из других книг или комиксов), какие ужасы должен пережить ребенок в зоне военного конфликта, начинает складываться тот образ, который, видимо, хотели представить авторы. В противном случае возникает чувство, что они попросту спекулируют на эмоциях читателя, так как ведение рассказа о трагических событиях от лица ребенка гарантирует книге как минимум 50% успеха.

Да и сирийский конфликт авторами представлен так, что он не вызывает практически никаких эмоций: несколько панорам разрушенного города, несколько танков, один труп, бродячий пес, двое вооруженных мужчин, одиноко пролетающий самолет — вот и все, что увидит читатель. Признаю, что в книге есть пара сильных сцен: например, когда дядя на последние деньги сажает в лодку Амину, а себя обрекает на гибель, или когда незнакомая женщина отдает Амине последнее печенье, хотя у нее самой двое детей. Однако эти эпизоды настолько краткосрочны, что пролетают, не оставляя следа. И даже последняя сцена не вызывает ожидаемого эффекта. Чтобы осознать ее значение, нужно быть хорошо знакомым с историей Зенобии. А в этом случае голос авторов становится совсем безутешным.

«Зенобия» М. Дюрр и Л. Харнеман, изображение №4
«Зенобия» М. Дюрр и Л. Харнеман, изображение №5

«Зенобия» — хорошая работа, если рассматривать ее в отрыве от схожих по тематике комиксов. Лаконичный язык, минималистичный визуальный стиль, чудесная работа с цветом, важная для современного мира тема — все это должно зацепить читателя. Однако книга Дюрра и Харнемана не выдерживает критики при сравнении с уже известными российскому читателю комиксами. И все же прекрасно, что «Зенобия» оказалась в каталоге «КомФедерации». Надеюсь, издательство продолжит говорить с читателями на такие важные темы.

© Е. Галяткина