Внутри супергеройского тренда существует движение «нетипичной супергероики». Это комиксы для тех, кому мейнстрим надоел, но читать про крутых мужиков в трико все еще хочется. Тогда сценаристы начинают деконструировать образы персонажей, менять местами героев и злодеев, создавать бесчисленные миры на пять-шесть номеров. Все это происходит вне «священного канона» для изданий Большой двойки или в «оригинальной вселенной» для всех остальных.
Как водится, каждый такой эксперимент срывает бурю оваций. Художнику проще выдержать детализированный рисунок на пяти номерах, чем на двух десятках. У сценариста развязаны руки, он может работать без оглядки на историю персонажа, а лучше даже вопреки ей. Читатель тоже в выигрыше: не нужно в сотый раз слушать, как паук укусил юного школьника или как застрелили родителей парня в костюме летучей мыши. Но не все йогурты одинаково полезны, не все идеи доводятся до совершенства, и потому гром оваций иногда только запутывает. Идея, озвученная в аннотации, на деле оказывается иной, главная тема проседает, зато в тексте появляются маленькие, но куда более удачные мысли. Так произошло с «Белым Рыцарем» Шона Гордона Мёрфи.
В ходе очередной стычки Бэтмен ловит Джокера и со злости пичкает его непроверенными лекарствами, пытаясь то ли убить, то ли вылечить наконец. Как водится, заклятые враги попутно разносят пару бедных районов города, страдают мирные жители, в Сети появляются провокационные ролики с Бэтменом-линчевателем, и у всех на устах один вопрос: «Доколе полиция будет терпеть этот произвол?»
Масла в огонь подливает Джокер, который и не думал умирать. Лекарства вылечили его безумие, вернув миру Джека Напьера, мужчину неглупого, интеллигентного, со способностями лидера. Прямо со скамьи подсудимых он заявил, что Бэтмен — рудимент ушедшей эпохи полицейского произвола и этот рудимент нужно закопать, а на пьедестал поставить настоящих героев — копов. К тому же действия линчевателя обходятся в круглую сумму, которую можно пустить, к примеру, на строительство библиотек в бедных районах.
Таков зачин: бешеный Бэтмен, который носится по городу, ломая все на своем пути, лишь бы добиться цели, и умный Напьер-Джокер, который вещает речи с трибуны. Оцените идею: интересы города представляет один из самых страшных маньяков, а Бэтмен оборачивается консервативным поклонником самосуда, зацикленным на мести преступному миру. Интересный конфликт, который можно удачно развернуть сражением на правовом поле: Бэтмен — на скамье подсудимых, Джокер — в качестве обвинителя, а судья им Гордон. К сожалению, сразу после вступления идея оказывается колоссом на глиняных ногах.
Методы борьбы Напьер выбирет под стать Джокеру. Он взял под контроль верхушку преступного мира, чтобы устроить переполох в городе, а самому выкрасть документы. Праведный поступок — с помощью отчетности показать, во что обходятся похождения Бэтмена, — обесценивается средствами его достижения. Намного позже, уже ближе к концу комикса, эта часть истории будет выставлена в еще худшем свете, окончательно ломая фундамент конфликта.
Меж тем среди обломков постоянно проскакивают дельные мысли. Хорошо бы выдать аналоги снаряжения Бэтмена полиции — тогда станет меньше смертей при исполнении. Патрулирование нужно проводить и в неблагополучных районах. Пора прекратить эксперименты над преступниками в Аркхеме, чтобы не создавать очередного Джокера. И из-за этих логичных мыслей четче вырисовывается, насколько острым и интересным могло выйти столкновение героя и злодея.
Мёрфи не обошел стороной и классику — Бэт-семья против методов Бэтмена. Особенно это бросится в глаза тем, кто смотрел первый сезон сериала «Титаны» от DC Universe, где одной из ключевых тем стал бунт Дика Грейсона против Брюса Уэйна. В «Белом Рыцаре» к Найтвингу присоединяется Барбара Гордон. Еще одна зацепочка для сюжетного поворота в духе «Убийственной шутки». Не сложилось. Сайдкики в основном нужны для придания массовке конкретики и разнообразия. Мол, ополчились против Бэтмена не только простые люди, но и члены семьи.
На фоне всех этих недожатых конфликтов и неразвитых идей постоянно маячит борьба Напьера со своим прошлым — сначала в переносном смысле, а потом и в прямом. К удивлению, именно это становится самым ценным в комиксе. У Мёрфи получилось создать историю про борьбу человека с самим собой, и Джек — олицетворение этой борьбы. Его будто тянет во тьму непреодолимая сила. Он сопротивляется как может, временами этой тьме поддаваясь. Он впадает в панику, ищет выходы, показывает пример, наконец. Пример городу, полиции, Барбаре, Дику и Бэтмену. Вся драматургия строится на его жертвенности, которая временами напоминает обсессию. Будто один объект обожания, Бэтмена, он заменил на другой — Готэм.
С «Белым Рыцарем» ситуация та же, что и с Punk Rock Jesus: ряд интересных персонажей, идей, визуальных находок, которые работают далеко не всегда. В очередной раз Мёрфи показывает выпуски новостей, как он делал это в «Токийском Призраке». Через этот прием он демонстрирует соборную позицию населения города. О стиле рисунка и говорить не хочется: откройте любую работу Гордона Мёрфи, где колористом выступает Мэтт Холингсворт, и оцените их совместный труд. Как всегда, визуальная составляющая на любителя. Мёрфи — один из моих любимых художников, несмотря на заостренные носы и множество дополнительных линий-штрихов, без которых можно было обойтись.
Сложно сказать, что задумывал автор изначально. Противостояния личностей не вышло. Конфликт закона и линчевателя тоже подкачал. История души человеческой, так любимая в России, разве что блеснула вдали. Как и всегда, обиднее всего за произведения, которым не хватает совсем немного. Тут недотянул, там недоработал. Вроде мелочи, но впечатление смазывается.
На русском языке «Белый Рыцарь» выпущен издательством «Азбука». В большом книжном формате рисунок смотрится выигрышнее, чем на дисплее планшета, на котором я впервые познакомился с комиксом в оригинале. Само издание выглядит и ощущается как качественная и чертовски красивая книга. К тому же на русском всего две работы Мёрфи-художника выпущены в большом формате, что будет дополнительным поводом поклонникам для покупки.