«Голод» В.Погадаев

На мой взгляд, покупка российского комикса подобна игре в русскую рулетку, но с небольшим изменением в правилах – в барабане остается лишь одна камора без патрона. Риск заплатить деньги за кота в мешке и получить в итоге неумелую халтуру весьма велик. Потому каждый новый русский комикс я открываю со смесью надежды и опаски в пропорциях примерно три к одному. И в этом есть своя прелесть: никогда не знаешь, с каким чувством закроешь книгу. Будет ли это восторг и восхищение или же в очередной раз на время потеряешь веру в будущее русского комикса. С каким же чувством я закрою «Голод» от издательства «Molot Hardcorp»?

Нужно сразу оговориться, что это не первое знакомство с комиксом. Больше года назад издательство выложило в открытом доступе пролог к истории, который также вошел в первый том. Так что в общих чертах какое-то представление о серии у меня было. Более того, после прочтения мне было любопытно узнать продолжение.

Комикс начинается с короткого эпизода спасения ребенка в 1993-м, представленном в прошлогоднем прологе. Далее действие переносит читателя вперед на двадцать пять лет в умирающий российский провинциальный городок, осажденный сектой под названием «Голод». Не чужды сектантам ни жертвоприношения, ни каннибализм. Тут мы и знакомимся с главным героем – ребенком, спасенным в прологе. Ему предстоит узнать правду о прошлом своего отца, а также открыть силу, что дремлет в нём.

Тут нужна вторая оговорка: если зайти в группу издательства и поискать материалы, связанные с этой серией, то довольно быстро понимаешь, что «Голод» — это произведение подвижное, постоянно изменяющееся, а значит то, что было актуально год назад, может быть уже изменено. Например, по изначальному варианту первых страниц видно, что у комикса был намного больший уклон в супергероику, и, видимо, планировались элементы высмеивания жанра, судя по внешнему виду злодеев, некоторые из которых будто пришли из вселенной Скуби Ду.

«Голод» В.Погадаев, изображение №1

Я это к тому, что в первой версии пролога имелась страница с немалым объемом текста, которая рассказывала читателю о вселенной, в которой будут происходить события серии. Эта страничка оставляла огромное поле для предположений. Тут возникали ассоциации и с «Защитниками» и их советскими учеными, что в секретных лабораториях создают сверхлюдей; и с «Пацанами», ведь организация Вече, существующая в комиксе, настолько могущественная, что регулирует деятельность этих самых сверхлюдей; и с первыми работами издательства Image о «Молодой крови». В целом предваряющий текст настраивал на супергероику, адаптированную под Россию, что лично у меня всегда вызывает скепсис, потому что мне трудно представить удачное воплощение такой концепции, если только главный герой не будет похож на Карателя.

Все мои предположения и ожидания годичной давности не оправдались, как не оправдались и мои опасения. Первый том «Голода» — это история о стране, пережившей развал СССР во вселенной, где боги могут даровать суперспособности, а сверхлюди не кажутся чем-то необычным. Если судить «Голод» по первому тому, то он окажется далеким от супергероики произведением. Это скорее мистический хоррор, от которого веет духом «Криминальной России», смешанной с рассказами Лавкрафтом. Мистической атмосферой и цветовой гаммой он мне напомнил русский инди-комикс «Inferno».

Нужно отметить очень важный момент: при чтении я не почувствовал инородности истории русскому антуражу. Для меня это частая проблема. Например, мне трудно читать о русских персонажах в манга-стиле, потому что несмотря на антураж я буду воспринимать эту историю как происходящую в Японии. В случае «Голода» я верил и в умирающий русский городок, и в «русскость» персонажей, что немаловажно.

Интересен и сам кровавый культ. В прологе мы видим некий ритуал, где на стенах явно видны символы, напоминающие серп и молот, что наталкивает на мысль о проведении аналогии между сектантами и коммунистами. Это превращает «Голод» в авторское художественное высказывание мнения об идеях коммунизма, где он показан людоедской кровожадной сектой, которая пожирает и растворяет личности последователей. Суть и смысл этой веры доступны исключительно тем, кто надевает маску, то есть тем, кто принимает веру, без чего стороннему наблюдателю всё это кажется безумием. На мой взгляд, это весьма интересно. Таким образом, противостояние Вече и Голода становится метафорой на борьбу коммунистов и демократов в лихие девяностые.

Комикс вышел любопытным. Основной его минус – масштаб. При чтении я почувствовал себя запертым в небольшом пространстве. Мне будто все время хотелось заглянуть за ширмы, расставленные сценаристом. Вопросы появились один за другим. Почему Вече такое могущественное? Как они вынуждают Голод им служить? Откуда взялся голод? Почему в этой вселенной развалился СССР? Почему закрываются заводы? Насколько широки полномочия Вече? Насколько нормально воспринимаются все эти бараноголовые сектанты в городах? И еще множество вопросов, от ответов на которые зависит правдоподобность придуманного мира. Я очень надеюсь, что этот мир окажется продуманным и логичным.

«Голод» В.Погадаев, изображение №2

Рисунок в томе неравномерный. Пролог нарисован восхитительно. Придраться там можно лишь к огромным венам главного антагониста, а также на одной странице, где главный герой пробил стену и сражение продолжилось в святилище, мне было неясно, что происходит, потому что всё сливалось в темно-красном месиве красок.

«Голод» В.Погадаев, изображение №3

Два эпизода в комиксе нарисованы Евгенией Чащиной, чей стиль напомнил мне рисунок Жюли Маро в «Синий — самый теплый цвет». Стиль ее выглядит уместно, однако в эпизоде с воспоминаниями главного героя, как мне показалось, вышло слишком много пустого пространства, хотя оно имеет смысл с точки зрения повествования.

«Голод» В.Погадаев, изображение №4

В основной же части тома рисунок местами прыгает в качестве, как например изображение плачущего ребенка, для которого, видимо, нашли референс, из-за чего оно выглядит качественней и детализированней основных рисунков. В целом же к рисунку придраться трудно. Особенно замечательно вышли городские панорамы.

При всех небольших огрехах вроде небольшого перебора с пафосом во время внутреннего монолога или неловкой шутки про «Россию для грустных», «Голод» в целом интересная работа, которая заслуживает внимания. У нее есть огромный потенциал. Первый том лишь вызывает аппетит, и многое зависит от того, как авторы раскроют мир и его законы, насколько захватывающим будет сюжет. Но по материалам к комиксу видно, что авторы очень бережно относятся к серии, потому надежда на нечто захватывающее и самобытное есть.