Долгое время манга Made in Abyss маячила где-то на периферии моего инфопространства. То тут, то там всплывали восторженные отзывы как о самой манге, так и о ее экранизации. Позже появилась новость о выходе первой манги «Реанимедии». Наконец, «Истари Комикс» устроил кинопоказ полнометражного фильма — спин-оффа манги. Но начинать новую длинную незаконченную серию, а после играть в Хатико, ожидая выход очередного тома, не хотелось. Обжегшись на «Берсерке», я был готов пропустить творение Акихито Цукуси, но «Реанимедия» подбросила последний козырь — выпустила оба тома в «ЛитРес».
В некоем параллельном мире существует Бездна — аномальная впадина, силовые поля которой искажают законы физики. В Бездне обитают странные животные, деревья растут наоборот и буквально все пытается вас убить. К тому же при подъеме обеспечены опасные для здоровья последствия, а чем глубже спускаешься, тем сложнее выбраться. Зато на каждом уровне можно найти таинственные, но очень ценные артефакты — на этом определенно можно построить бизнес.
В маленьком городке на краю Бездны существует сиротский приют. Детей в нем растят для того, чтобы отправлять в недра за артефактами. Работа эта почетная и прибыльная. Вот только далеко не всем суждено пожинать плоды своего труда. В этом приюте живет потомственная искательница приключений Рико, мама которой однажды спустилась на последний уровень и не вернулась. Как-то раз, работая в Бездне, Рико находит мальчика-робота Рега, который мог бы сойти за человека, вот только его руки вытягиваются веревками, а его кожу сложно повредить. Вместе они решают сбежать из приюта и найти маму Рико.
В России первые два тома манги вышли с небольшой разницей во времени, что стало крайне удачным ходом. Наиболее полное восприятие складывается как раз после прочтения обеих книг. Первая посвящена правилам нового мира и его устройству, пусть даже мир ограничен только Бездной. Кажется, что целого тома для подобного рассказа многовато, однако информация не подается закадровым нарратором, а идет от действующих лиц. Многое здесь не просто остается озвученными фактами, а сразу показывается и имеет последствия для сюжета.
Механика происходящего напоминает смесь «S.T.A.L.K.E.R.’а» и «Хроник хищных городов». От первого унаследована Зона, а от второго — артефакты, которые, скорее всего, являются высокими технологиями. Но это не значит, что манга лишена самобытности. Местный бестиарий составит конкуренцию пантеону какой-нибудь языческой религии. Правила прописаны четко и за два тома не нарушались ни разу. Если подъем со дна смертельно опасен, значит, персонажи умирают. Несмотря на то что мир ограничен, каждая его часть проработана детально.
Во втором томе начинается собственно путешествие. Столкновения с тем самым бестиарием, сходящие с ума старатели, жестокость окружающей обстановки и вечный страх умереть. При этом происходящее не выглядит мрачным. Из-за того, что большинство персонажей выросли в подобных условиях, они неплохо ориентируются, а побеги от опасных монстров давно стали для них обыденностью.
Акихито Цукуси пишет и рисует как истинный перфекционист. Он предвосхищает возможные вопросы читателей, давая на них ответы в нужный момент. Каждая сцена к месту, хотя и не все из них, скажем так, придутся по вкусу потенциальному читателю. Например, одним из самых страшных наказаний в приюте является подвешивание на несколько часов голого ребенка. Подается это как юмористический элемент. И первая мысль соответствующая: «Как можно смеяться над таким?» Но если копнуть глубже, то становится понятно: приют — далеко не веселая ферма, где детям дают будущее. Это загон по выбраковке слабых.
К тому же автор ловко жонглирует жанровыми особенностями, не давая заскучать. Из повседневной действительности читателя переносят в триллер про аномальную зону, которая на деле оказывается еще и фантастически красивым местом. Это как ожидать Зону из «Сталкера» Тарковского, а получить Пандору из «Аватара». Только читатель насытился информацией — и тут же начинается приключенческий роман с фантастическим уклоном, который переходит в фильм ужасов про домик в лесу и его хозяина. Манга затягивает, не давая привыкнуть к темпу повествования и не привязываясь к определенному жанру.
Рисунок столь же «говорящий». Поначалу мне казалось, что нарисовано все простым карандашом. В отличие от большей части издаваемой у нас манги, Made in Abyss не черно-белая, а серо-белая. Она изначально нарисована для web-издания, но это никак не сказывается на качестве. При этом цветовое решение и стиль немного меняют читательский опыт. В каждом кадре много деталей, серо-белый мир воспринимается не хуже цветного.
Невольно складывается впечатление, что Акихито Цукуси впитал в себя многолетнюю культуру японской манги и обошел многие ошибки новичков. Манга Made in Abyss получилась сбалансированной: достаточно объяснений, интересный сюжет, подогревающая интерес интрига. Пока рано говорить о глубине и раскрываемой проблематике, ведь серия не завершена и вполне способна превратиться в очередной долгострой, так любимый японскими авторами. Зато уже сейчас можно насладиться первыми томами, которые ни на минуту не дают заскучать.